Михаил Пореченков играет Мальволио, в ЦИМе борются с правовым беспределом, а Робер Лепаж дебютирует в цирке. Под занавес сезона на Москву прольется целый дождь премьер.

«Двенадцатая ночь»
Театр-сутдия п/р Олега Табакова

«Наипревосходнейшая и наилиричнейшая комедия пера досточтимого англичанина Вильяма Шекспира, правдивая хроника близнецов Себастьяна и Виолы, потерявших друг друга после кораблекрушения и чудеснейшим образом воссоединившихся, с хитроумными розыгрышами и философскими диспутами... Начало представления ближе к закату, окончание — к полуночи... Впрочем, как вам угодно!» — так сайт «Табакерки» рекомендует новый спектакль Михаила Станкевича, ученика Сергея Женовача, второй сезон успешно работающего в подвале на Чаплыгина. Похоже, можно делать ставки на то, что премьера окажется удачной. Перевод Давида Самойлова — советского поэта, мудреца и острослова; декорации и костюмы Алексея Вотякова, в которых средневековые телеги и хламиды из грубой шерсти запросто уживаются с чернымиочками и ботфортами; музыка Александра Маноцкова и, наконец, точное распределение ролей — все это залог успеха. Хотите подробностей — пожалуйста. Михаил Пореченков натягивает желтые «вырви глаз» лосины и преображается в нелепейшего Мальволио, тайно и страстно вздыхающего по леди Оливии (Виктория Райкова). Сама Оливия влюблена в Виолу (Ольга Красько), которая расхаживает в мужском костюме и именует себя Себастьяном, а на самом деле неравнодушна к герцогу Орсино (Павел Сборщиков). В общем, путаница, пять пудов любви и сочная, азартная игра. В «Табакерке» это умеют.

фото: Сергей Петров


«Алиса и государство»
«Папа уходит, мама врет, бабушка умирает»
Центр им. Вс. Мейерхольда

Хотите серьезности? Тогда отправляйтесь в ЦИМ. Актриса Инна Сухорецкая чем-то похожа на кэрролловскую Алису — она ее и играет. Только выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова и режиссер Алексей Жеребцов сменили предлагаемые обстоятельства, «прописав» Алису в России и заставив сдавать экзамен по основам государства и права. А она провалилась. То есть в буквальном смысле — прямо от стола с зеленым сукном проваливается в гущу современного общества, устроенного по таким законам, которые и не снились автору «Зазеркалья». Говорящие цветы Роза, Лилия и Маргарита обсуждают у подъезда проблемы ЖКХ. Депутат Гусеница тонет в клубах табачного дыма, выдумывая новые законы, а саму Алису приглашают на Болотное чаепитие, с которого она прямиком попадет в суд. Вы, конечно же, поняли, о чемэтот спектакль.

В эти же дни в ЦИМе выйдет спектакль Юрия Муравицкого (если еще не видели в «Театре.doc» его «Зажги мой огонь», то обязательно сходите). В его основе — пьеса француженки Фабьен Ивер «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». Герои, похожие на персонажей семейных ситкомов, погружаются в жизненные обстоятельства «типичной» семьи, но все, что происходит на сцене, они тут же и комментируют, по-брехтовски выходя из образов.Подробнее о спектакле мы расскажем в следующем номере, а приобретением билетов лучше заняться уже сейчас — мест в «Черной комнате» ЦИМа действительно мало.

фото: пресс-служба ЦИМ


«Страх»
Гоголь-центр

«Гоголь-центр» завершает свой первый сезон спектаклем по знаменитому фильму Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу». Для далеких от кино поясним: Фассбиндер снял свой великий фильм как ремейк мелодрамы Дугласа Сирка «Все, что дозволено небесами». А далеким от театра напомним, что свой первый сезон «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова посвятил теат ральным версиям культовых фильмов. Так Алексей Мизгирев дебютировал на театральных подмостках, выпустив «Братьев» — обрусевшую версию картины «Рокко и его братьев» Висконти. Сам Серебренников недавно показал «Идиотов» по мотивам фильма Ларса фон Триера — одну из самых мощных и уж точно самую необычную премьеру сезона. Теперь латыш Владислав Наставшев (чья «Митина любовь» по Бунину стала одной из удач «Гоголь-центра») «переселил» героев Фассбиндера в современную Россию, где любовь московской пенсионерки и молодого таджика-гастарбайтера — не меньший, а может, даже больший вызов обществу, чем любовь пожилой немки и турка в постнацистской Германии. Ее и его сыграют отважные Светлана Брагарник и Евгений Сангаджиев.

фото: Сергей Петров


«Египетская марка»
Мастерская Петра Фоменко

А тем временем «фоменки» всматриваются и вчитываются в «Египетскую марку». Поставить прозу Осипа Мандельштама недавнему стажеру Дмитрию Рудкову предложил сам Петр Фоменко — мастер любил давать ученикам заранее невыполнимые задания, из которых часто вырастали интересные эксперименты. К числу таких стоит отнести и эту премьеру. Безоговорочной удачей ее никак не назвать, но все, что делают новички под присмотром Евгения Каменьковича, — шаги в верном направлении. Ценители и знатоки расслышат за вкрадчивым музыкальным шаманством происходящего на тесной старой сцене «Мастерской» страшный шум времени (надвигающаяся революция). И разглядит в сутулой пластике молодого актера Федора Малышева повадки самого Осипа Эмильевича, в робких птичьих позах которого, как писали современники, таилась обреченность. А не читавшие Мандельштама зрители, может быть, впервые задумаются над так емко выраженной в «Египетской марке» истиной: «Ведь есть же люди, которые к современности пристегнуты как-то сбоку». Все поэты такие люди.Трагизма и пафоса «фоменки» удачно избегают — даже Stabat Mater Перголези распевая как «блям-блям-блям», жонглируют ролями и насмешничают. Атмосферу же обреченного города, балансирующего, как и сам герой повести, на краю бездны, художница Александра Дашевская создает из любовно собранных обломков прошлого: потемневших склянок, канделябров, испитых чашек и «съеденных» чайных ложек, соседствующих на узкой сцене с миниатюрными копиями питерских колонн, арок и кружевных чугунных решеток. Вроде бы мелочь, а забыть нельзя. За что создателям спектакля — отдельный респект.

фото: Лариса Герасимчук


«Карты I: пики»
Чеховский фестиваль

Напорследок напомним, что в Москву приезжает Робер Лепаж. На этот раз спектакль маэстро покажут не в театре, а на арене Цирка на Цветном. Пропускать его спектакль настоятельно не рекомендуется.