Чеховский фестиваль отдает предпочтение мультижанровым постановкам.

В афише Международного Чехов-феста полно спектаклей, жанр которых определить невозможно. То ли опера, то ли балет или, даже, современный танец. Впрочем, театроведческие споры никак не мешают успеху синтетических постановок у публики. На оба спектакля израильской труппы «Батшева Данс Компани» лишний билет не достать. Так же, как и на «Синдром Орфея», который был поставлен Владимиром Панковым («отцом саундрамы») специально для Театра Види-Лозанн (Швейцария).

Загадки танца

«Батшева Данс Компани» — одна из самых известных танцевальных трупп не только в родном Израиле, но и мире. Знают его благодаря хореографу Охаду Наарину и созданному им направлению под названием «гага». Что это такое, не может объяснить даже сам автор. В целом, наверное, contemporary dance, но абсолютно своеобычный, отражающий принцип: «танец — это реально для каждого». Наарин отрицает зеркала в репетиционных залах, считает любой стиль догмой (а значит ограничением), мало внимания уделяет декорациям и костюмам. Cчитает, что возможности сценической пластики бесконечны. Убедиться в том, что его хореография — нечто особенное, гости Чехов-феста смогли на двух показанных в Москве спектаклях (на Sadeh21 можно еще попытаться успеть).

Впрочем, кто видел только «Дека Данс», успели понять и прочувствовать абсолютно всё. Дело в том, что эта постановка считается чуть ли не главной в творчестве израильской труппы и представляет собой коллекцию отрывков из лучших спектаклей «Батшевы». Под фонограмму, составленную из джазовых стандартов, оперных хитов и еврейских распевов артисты демонстрируют весь свой телесный потенциал. Превращают балет в шоу, а современный танец в классику. Взрывная смесь стилей действует на зрителей гипнотически. Глаз невозможно оторвать ни от одиночного танца темнокожего вундеркинда в шляпе Майкла Джексона, ни от коллективной «Хавы нагилы», ни от энергичной версии равелевского «Болеро».

Драйв , с которым работает труппа, не может не восхищать. Московские театралы, как известно, большие скептики, однако и они признают: выступления «Батшевы» — не только «уроки уникальной израильской пластики», но, прежде всего, большое удовольствие.

Французский с нижегородским

Еще более неясной с общепринятой точки зрения определения жанров является «Синдром Орфея». Но для тех, кто знаком с понятием «саундрама» Владимира Панкова, спектакль никакая не неожиданность. На сцене опера идет вместе с балетом, а драма превращается в маски-шоу. Больше того — основой для экспериментов является не одно произведение, а сразу два. В данном конкретном случае — «Флейта-позвоночник» Владимира Маяковского и «Орфей» Жана Кокто. Играют спектакль на французском и на русском языках одновременно.

Постановка — корпродукция Чехов-феста и знаменитого театра «Види-Лозанн». Она с большой теплотой была принята в Европе, а потому в Москве собрала не только поклонников творчества господина Панкова, но и тех, кто себя к их числу не относит. В герои постановщик-экспериментатор вывел Маяковского (поэта прекрасно играет актер Петр Маркин), который выступает у него не то лириком, не то мистиком (периодически  герой  странным образом трансформируется в Орфея. Или Орфей — его alter ego?). В сознании советского гения, как в бреду, бродят на пуантах Лиля Брик, ниоткуда возникшая оперная дива распевает арии, а знакомые незнакомцы-мужчины стреляются. На сцене периодически возникают лампы из ленинской библиотеки и картонные зубцы кремлевской стены. Причудливый коктейль из образов и звуков, безусловно, впечатляет— ни один зритель не покинул зал раньше финала. Жаль только, что главный вопрос — зачем соединять Маяковского с Кокто, остается открытым.