, недавний лауреат «Маски» и один из лучших режиссеров нового поколения, впервые работает в МХТ.

Марат Гацалов, в интерпретации которого любая современная пьеса — будь то «ненормативный» текст Павла Пряжко или семейная сага Трейси Леттса (за чью пьесу «Август: графство Осейдж», выпущенную в новосибирском «Глобусе», режиссер и получил «Маску») становится тончайшей драматургией, выпускает спектакль по неосуществленному сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова. Художница (и тоже недавний лауреат «Маски») Ксения Перетрухина соорудила в пространстве Малой сцены «нехорошую квартиру»: четыре смежных комнаты. В каждой — три ряда зрителей. Стены и потолок из картона. Канцелярские столы и лампы, оставшиеся, наверное, еще со сталинских времен. Сидя в полумраке, не сразу понимаешь, что попал… в милицию. Сотрудники в форме (вместо обычных погон и лычек — какие-то странные нашивки) крадутся, словно на спецоперации. А тут еще появляется человек в рясе, вместо кадила размахивая маленьким вентилятором. Пропеллер жужжит. «Менты» испуганно таращатся и орут на «младшого», которого играет Павел Табаков. Чертовщина, одним словом. Речь в «» идет о странном доме на Яузе, где, по версии начальника милиции Махмудова (Алексей Кравченко), устроен притон. Да не простой, а сатанинский — недаром проникнуть в дом красавицы Марины (Наталья Кудряшова) «менты» не могут… А корреспонденту «ВД» все же удалось — накануне премьеры мы беседуем с Маратом Гацаловым.

Ты впервые работаешь в МХТ, причем в таком непривычном пространстве.
Необычное сценическое решение связано прежде всего с самим произведением, в котором есть внятный мир Махмудова, а с другой стороны — Ма рина, у которой дом на Яузе и которую милиционеры считают ведьмой. Ее дом — метафоричное и метафизичное пространство, он есть, и в то же время его как бы не существует. Если говорить о мире Махмудова — это организованная структура, а мир Марины — в нем нет структуры, это территория того иррационального и неуловимого, что есть в человеке. Марина все время ускользает — и от зрителя, и от Махмудова, ее нельзя определить и зафиксировать. Она как Солярис в фильме Тарковского.

Она и вправду ведьма?
Нет, это восприятие ментов. Они сталкиваются с чем-то, что не могут контролировать. Луцик и Саморядов создали нереальный, неуловимый образ. А я пытаюсь сделать так, чтобы зритель, как в кино, не получал целостного событийного ряда, как будто взяли и вырезали какие-то сцены. Это дает возможность провоцировать фантазию — и мою, и публики.

Если пересказывать содержание, что происходит с этим домом?
Менты никак не могут в него пробраться, вызывают спецов. Одни маг, другой мегасилач. Потом вызванивают некого Костю Некрасова (Иван Ивашкин), который когда-то поймал чудо-юдо в Саратовском озере. Он приезжает. Тут жанр пьесы (ее для нас адаптировал Михаил Дурненков) начинает скользить: это реальность, но как будто слегка деформированная. Ты же обратила внимание на опознавательные знаки на форме милиционеров — по ним видно, что это некий сдвиг реальности. Как будто взяли оптический прибор и немножко подвинтили. Это придумал художник Алексей Лобанов, и, по-моему, это очень здорово.

Чем закончится эта история?
Ну конечно, катастрофой! Неразрешимая проблема кроется внутри самого человека. Хаос и порядок никак не уживаются. С другой стороны, из хаоса все и рождается. Мы видим героя, который пытается подчинить себе то, что подчинить невозможно, — и терпит фиаско. Тут, конечно, есть еще история, связанная с современным героем. Современность выражается в том, что толерантность у него плавно переходит в подлость.

Герой — это Махмудов?
Нет, это Некрасов. Он единственный, кто может пробраться в дом к Марине, его туда пускают, но он предает это место, боясь потерять свое положение внутри мира Махмудова. Предает и гибнет.

А почему в «ментуре» появляется человек в рясе и с пропеллером вместо кадила?
Это некий священнослужитель, который запутался, весь состоит из кусочков — как все мы, полностью дезориентированные в информационном хаосе.

Что происходит в финале с Мариной?
Она исчезает. Дом Калашниковой — там, где она. Если она где-то возникает, пространство деформируется, случается взрыв — и она появляется. У нас с этим будет связан некий постановочный сюрприз — декорация кардинально изменится, но подробности я пока не раскрою.

Если спрашивать в лоб, то этот спектакль — про непримиримость двух миров: мещанского, где все регламентировано, и творческого хаоса?
Я бы так не сказал. Ведь любовь — это тоже хаос. Да и жанр спектакля определить не берусь: то ли Луцик, то ли Гоголь.

фото: Игорь Захаркин