В Москве начался Международный Чеховский фестиваль. Лето будет жарким.

«Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Школа драматического искусства


Из года в год Чеховский привозит в Россию не только самые лакомые зарубежные новинки топовых режиссеров, но и знакомит с новыми именами европейской сцены. С некоторого времени фестиваль, возглавляемый Валерием Шадриным, сам продюсирует новые спектакли, смело приглашая к сотрудничеству самых неординарных режиссеров. Например, Дмитрия Крымова. Его новый спектакль с необычным названием «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» сделан по заказу Всемирного Шекспировского фестиваля. На родине барда, в Стратфорде-на-Эйвоне, и в Эдинбурге постановка «крымовцев» произвела фурор. Из всей пьесы «Сон в летнюю ночь» взят лишь один побочный эпизод, где ремесленники ставят в честь свадьбы герцога наивный и грубоватый спектакль про П ирамаи Фисбу. Крымов превращает его в гротескный балаган с участием трехметровых кукол. Но вот фокус: сквозь шутки и непристойности, абсурд и дуракаваляние в спектакле прорастают моменты удивительной нежности и чистоты, а история двух нелепых кукольных любовников обретает черты настоящей трагедии. Еще один бонус: предводителя бродячих комедиантов играет Валерий Гаркалин, а Лия Ахеджакова изображает высокородную даму из свиты герцога, комментируя
происходящее от ее лица: «это авангард, нет — андеграунд». Кстати, есть еще одна веская причина, по которой спектакль стоит посмотреть именно сейчас, — во время действия зрителей нещадно обливают водой, а в жару это, согласитесь, приятнее, чем зимой.

фото:пресс-служба ШДИ


«Синдром Орфея» 
Театр «Види-Лозанн» (Швейцария) на сцене Театра им. А.С. Пушкина

Еще одна копродукция Чеховского фестиваля — спектакль Владимира Панкова «Синдром Орфея», поставленный в швейцарском театре «Види-Лозанн». Премьера состоялась год назад, но в Москве его еще не показывали, томя заинтригованных поклонников. Актеры из «Саундрамы» и швейцарские танцовщики встретились, чтобы рассказать историю двух поэтов — легендарного Орфея и... Владимира Маяковского. В основе спектакля — сценарий Жана Кокто, где современный поэт Орфей крутит роман с самой Смертью и спускается за нею в ад. Режиссер вольно монтирует текст Кокто со стихами Маяковского и оперой Глюка, а русский язык перемежает с французским, так что спектакль превращается в густое варево из музыки, танца, экспрессивной пластики и поэзии. Швейцарские зрители были ошарашены накалом эмоций «этих сумасшедших русских». Посмотрим теперь, что скажут москвичи. Кстати, когда спектакль покажут у нас в следующий раз — неизвестно, так что визит в театр не стоит откладывать. Напоследок — новость для поклонников режиссуры Юрия Бутусова: он начал репетировать в «Сатириконе» чеховских «Трех сестер». Кто видел лихую сатириконовскую «Чайку» (отхватившую год назад «Золотую маску»), тот знает, что скучно на бутусовском Чехове не будет.

фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова


«Шепот стен»
Компания «Маленькие часы» (Франция) в Театре им. А.С. Пушкина

Имя Аурелии Чаплин москвичам знакомо, она — представительница знаменитой цирковой династии Тьере-Чаплин. Ее мать Виктория — дочь самого Чарли Чаплина, а отец — знаменитый клоун Жан-Батист Тьере, так что шутовство, бурлеск и эксцентрика у Аурелии и ее брата Джеймса в крови. Эта удивительная семья в 2009-м принимала участие в Чеховском фестивале, посвященном новому цирку, и совершенно очаровала публику нежными и лиричными представлениями, не похожими на бравурные выступления обычных трюкачей. В этом году в Москве выступает только младшее поколение, Джеймс и Аурелия. Но режиссером спектакля «Шепот стен» стала их мать, Виктория Чаплин, она же придумала и нарисовала фантастических существ, которые наводняют комнату героини, стоит ей только отвернуться.

фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова


«Животные и дети занимают улицы»
Театр «1927» (Лондон) на сцене Театра им. А.С. Пушкина

Сьюзан Андрейд и Давид Мартон — фигуры для нас новые, но в Европе они уже успели прозвучать. Спектакль британской писательницы и актрисы Сьюзан Андрейд «Животные и дети занимают улицы» имел большой успех и на родине в Лондоне, и во Франции — на Авиньонском фестивале. «Их звезда восходит, и ничего похожего на них не существует», — утверждала газета «Таймс». «Представьте, что Александр Родченко встретился с Тимом Бертоном, Чарльз Диккенс — с Фрицем Лангом, а немое кино начала ХХ века — с романом-комиксом ХХI века, и вы сможете ощутить всю прелесть этой убийственно остроумной и восхитительно подрывной притчи...» — вторила ей «Гардиан». Действие спектакля происходит во время Великой депрессии, мрачные времена показаны с помощью документального кино и причудливой анимации. Смесь страшных сказок, черного юмора и сюрреалистических картин заставляет критиков вспоминать и о Дэвиде Линче. Если еще добавить, что спектакль вышел как раз в разгар уличных беспорядков в Лондоне осенью 2010-го, то сомнений в его актуальности не останется.

фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова


«Небесная гармония»
«Бургтеатр» на сцене «Театриума на Серпуховке»

Венгр Давид Мартон тоже занимается синтетическими зрелищами. Он начинал карьеру как пианист, потом занимался музыкальным театром, работая с такими режиссерами, как Франк Касторф и Кристоф Марталер. А потом затеял собственные проекты. В знаменитом венском «Бургтеатре» Мартон инсценировал роман своего земляка Петера Эстерхази «Небесная гармония» — сагу о крушении аристократического рода. Этот семейный эпос режиссер упаковал в современную форму, а всю область чувств отдал на откуп музыке. «Небесная гармония» соткана из произведений Бартока, Шуберта, Гайдна, Моцарта, аранжированных для небольшого ансамбля исполнителей. Такое сочетание современной актерской игры, стильной сценографии и классического вокала — один из важных трендов европейского театра. Так что если хотите быть в курсе всех новинок — не пропустите.

фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова