Кирилл Серебренников выпускает на основной сцене «Гоголь-центра» спектакль, основанный на легендарных «Идиотах» Ларса фон Триера. В 1995-м датчанин снял один из самых сильных своих фильмов — снял ручной камерой, в реальных декорациях, используя только живую музыку. Все эти условия съемок вошли потом в его знаменитый киноманифест «Догма 95». Серебренников, недавно объявивший, что подписывает ту же декларацию, но в театре, рассказал «ВД» о своих «Идиотах», действие которых происходит в современной Москве.

: Ларс фон Триер — серьезнейший автор, один из самых умных и резких. Мне бы хотелось, чтобы в одном спектакле сошлись мотивы нескольких его фильмов: «Рассекая волны», «Идиоты», «Догвилль». Текст спектакля мы сочиняем прямо на репетиции, работая по канве пьесы, написанной для нас драматургом Валерием Печейкиным.

Твой спектакль будет про испытание общества на толерантность?
Так было у Триера. Но какая у нас толерантность? У нас человек не испытывает общество на толерантность, он испытывает себя. Буквально: сколько он может выдержать во взаимоотношениях с обществом?..

Ты подписал триеровскую «Догму», тем самым загнав себя в какие-то жесткие рамки.
Найти сценическое соответствие тому, что делает в этом фильме Ларс фон Триер, очень трудно. Это не просто документальность существования, но и множество стилистических ограничений. Но мы ни в коем случае не повторяем кино буквально. Ведь это и невозможно.

А музыка?
У нас, как и у Триера, есть только «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса в исполнении самих актеров.

В фильме действие происходит в загородном доме.
У нас все происходит в Москве, в большом сталинском доме. Есть особый сюжет, связанный с этой квартирой.

А загадочная Карен, которая появляется словно ниоткуда, весь фильм за ней тянется какая-то тайна, а в финале выясняется, что у нее погиб сын?..
У нас ее зовут Карина, роль играет Оксана Фандера. Но финал истории будет другой. Впрочем, я пока не понимаю, что выйдет. Таких спектаклей, как «Идиоты», я еще не делал. Начинаю с нуля. Другой стиль репетиций — мы сами еще не знаем, чем закончится каждая сцена, и это невероятно увлекательно! Хочу сказать спасибо всем участникам процесса — и артистам, и сотрудникам «Гоголь-центра».