Майские праздники — самое подходящее время, чтобы наверстать пропущенное в театре.

«Лес»
МХТ им. Чехова

Если дачный отдых отменился, не расстраивайтесь. Отправляйтесь на «Лес». Вы наверняка о нем слышали — этот спектакль, поставленный Кириллом Серебренниковым на большой сцене МХТ еще в 2004-м, стал поворотной точкой в нашем театре. После «Леса» и сторонники спектакля, и яростные его противники сошлись в одном: классику можно и нужно актуализировать. Действие комедии Островского режиссер перенес из имения помещицы Гурмыжской в партийный санаторий. Пионеры хором выводят «Беловежскую пущу», Гурмыжская в роскошном исполнении Наталии Теняковой — хиты Лолиты Торес, а влюбленные Петр и Аксюша, примостившись на детской площадке, бренчат на гитаре под Высоцкого. В общем, все приметы брежневского застоя, включая югославские гарнитуры и номенклатурных буфетчиц, налиц о.Зато юный гимназист Буланов, имеющий виды на собственность Гурмыжской и резво тянущий старушку к венцу, в исполнении Юрия Чурсина — явный гость из будущего. Его тост на свадьбе похож на речь вступающего в должность президента. На премьере некоторым в ней даже чудились знакомые путинские нотки. Сегодня все эти политические аллюзии воспринимаются по-другому, но и помимо них в спектакле много смешного и умного. Взять хотя бы великолепный актерский дуэт комика Счастливцева и трагика Несчастливцева — Аванграда Леонтьева и Дмитрия Назарова. Даже если современный театр — не ваша чашка чая, удовольствие от актерской игры гарантировано. Еще один повод пойти в МХТ — концерт «Песни военных лет», который ставит Марина Брусникина. Мхатовцы разных поколений, призвав на помощь совсем еще зеленую молодежь из Театральной школы Олега Табакова, исполняют кавер-версии старых песен. Бархатный голос Евгения Киндинова удивительно подходит для «Темной ночи». Густой бас Дмитрия Назарова — для трагической «Эх, дороги, пыль да туман...». Романтичный Константин Хабенский поет «Случайный вальс» («Хоть я с вами почти не знаком...»), а Марина Зудина — знаменитую «Рио-Риту» из фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».

фото: Екатерина Цветкова


«Рыдания»
Практика

Теперь заглянем в «Практику», которую, кстати, с недавних пор, то есть с начала апреля, возглавляет Иван Вырыпаев. Режиссер Виктор Рыжаков, постановщик знаменитого «Кислорода», «Бытия № 2» и «Июля» по текстам Вырыпаева, поставил в «Практике» пьесу поляка Кшиштофа Бизё. Три женские истории исполняет одна актриса — Светлана Иванова. В кратком пересказе пьеса «Рыдания» напоминает песню Булата Окуджавы: «Девочка плачет — шарик улетел...» После девочки плачет женщина — «муж ушел к другой». В финале «плачет старуха — мало пожила». В «Рыданиях» плачут представительницы одной семьи: мать, дочка и бабушка, что, вероятно, и навело режиссера на мысль дать все три монолога одной актрисе. 44-летняя мать потеряла работу, впала в депрессию и украла в магазине дорогое пальто. 18-летняя дочь ненавидит родителей, мечтает о суперджинсах с красными вставками — ради них она отдается вызывающему отвращение ухажеру. 67-летняя бабка ведет нескончаемый диалог с умершим мужем, мечтает выиграть в лотерею и становится жертвой юной наркоманки...Словом, ничего особенного в пьесе не происходит — разве что из словесного потока бабки зритель понимает, что вещает она уже с того света. Все три монолога выстроены, как в опере, от пиано к фортиссимо. Эмоции накаляются с каждым словом — так что в конце можно либо сойти с ума, как мать, либо бессмысленно орать и махать руками, как дочь, либо обнаружить себя на том свете, как бабка. Виктор Рыжаков в «Рыданиях» верен принципу, найденному им еще в «Кислороде» и «Июле»: он не подсовывает зрителю свою версию происходящего взамен авторской, он подчеркивает суть и ритм текста. Его режиссуру можно сравнить с японской кухней, где любая приправа добавляется только для того, чтобы усилить природный вкус продукта (в противовес китайской традиции, где смысл приправ — сбить едока с толку). В нашем театре такая «японская кухня» на вес золота.

фото: пресс-служба театра


«Кроткая»
МТЮЗ

В ТЮЗе, на малой сцене уже четвертый сезон идет тихая сенсация — спектакль Ирины Керученко «Кроткая». Ученица Камы Гинкаса дважды посягнула на территорию учителя. Достоевского — любимого и, кажется, главного автора Гинкаса она ставит в Белой комнате, где до сих пор идет знаменитая «К.И. из «Преступления». Но и это не все. Керученко поставила ту самую повесть, при упоминании которой театралы сразу вспоминают легендарный спектакль Льва Додина с Олегом Борисовым. Однако, когда смотришь этот спектакль, кажется, что Керученко и ее актеры не думали ни о каком соревновании или эпигонстве. Страстная торопливость (как будто если умолкнет, где-то рванет), с которой Игорь Гордин произносит монолог вдовца, повествующего о любви и взаимной ненависти его и покойной теперь жены, придает тексту абсолютно сегодняшнее звучание. Разве все это случилось сто с лишним лет назад? Конечно, нет. Это вот сейчас, только что. Повесть Достоевского — нескончаемый монолог вдовца, рассказывающего о жене, юной самоубийце, тело которой, как сказано, лежит в соседней комнате. В спектакле героиня с самого начала присутствует на сцене: по мере того, как оживляется рассказ, оживает и призрак, становясь вполне земной девицей, нервной, пугливой, угловато-изящной хохотушкой. Ее играет Елена Лямина. Так безоглядно, не оберегая себя, как Гордин и Лямина, в театре сегодня играют редко. Собственно, это и не требуется. Современный театр силен формой, режиссерской выдумкой, в которой актер — лишь одно из выразительных средств. Но было бы большой глупостью сказать, что Ирина Керученко — слабый или несовременный режиссер.

фото: Елена Лапина