«Табакерка» выпустила спектакль-предупреждение.

Еще один брехтовский спектакль появился в московском репертуаре. Почти одновременно с «Господином Пунтиллой» в Маяковке и «Добрым человеком из Сезуана» в Театре Пушкина выпустила свою премьеру «Табакерка». Режиссер Александр Коручеков обратился к циклу антифашистских пьес основоположника эпического театра. К слову, это не первая его попытка инсценировать «Страх и нищету...» (первая состоялась в Щукинском училище). Нынешняя версия уже не студенческий опыт. А обжигающее и внятное высказывание человека, несогласного с госсистемой, основанной на страхе и лжи.

Акцентировать внимание на внешних приметах фашизма, а также на подозрительных параллелях с современными российскими реалиями Коручеков, слава богу, не стал. Будучи учеником Сергея Женовача, он исключил нарочитость и провокативность из своей системы художественных координат. Тем самым он  превратил Брехта в задушевного автора. В его постановке нет ни социального пафоса, ни громких зонгов, ни даже актерской возбужденности. Зато есть приглушенный разговор со зрителем. Тема разговора страшная, но чем тише произносятся слова, тем сильнее их воздействие.

Разумеется, поставить все пьесы из цикла невозможно, да и ненужно, учитывая их неравнозначность. Поэтому на сцене «Табакерки» играют всего пять из них: «Меловой крест», «Шпион», «Жена еврейка», «Правосудие» и «Нагорная проповедь». Они самые знаменитые и самые глубокие. Сюжетно эти пьесы ничем не объединены, но в спектакле смотрятся единым целым. Как кусочки одной и той же мозаики.

Актуальность их очевидна. «Меловый крест» — история о том, как в незлом и обаятельном мальчишке после зачисления в отряд штурмовиков (наделенных практически неограниченной властью) просыпается жестокость и склонность к подстрекательству. «Шпион»  о  запуганных властями родителях, которые подозревают в собственном сыне доносчика и предателя (он же, чувствуя их страх, весело издевается в ответ). «Жена еврейка» — пронзительный рассказ о молодой женщине решившейся уехать от супруга, чтобы спасти его и себя. «Правосудие» — самый удачно сыгранный фрагмент (все внимание отдано герою Александра Семчева). Судья не может принять решение, поскольку «самые высокие власти» имеют ровно противоположные мнения, крайним же остается именно он. Страх и власть ломают человеческую природу, среди людей не остается близких друг другу. Жизнь же превращается в попытку превратить аномалию в норму.

Последним играют фрагмент «Нагорная проповедь» (на сцене показан сюжет об умирающем рыбаке, который, несмотря ни на что, старается верить в Бога и Жизнь Вечную). Возможно, финал покажется кому-то излишне сентиментальным . Но он необходим. Спектакль как будто бы обрывается, как человеческая жизнь. На самой высокой ноте. А нота эта — не про страх и нищету, но всегда про любовь и надежду.