Классический репертуар вы уже изучили, а, может быть, и вовсе никогда им не интересовались? Считаете, что театр — это, как минимум, скучно? А как максимум — старомодно? У вас есть все шансы убедиться в обратном. VashDosug.ru представляет обзор самых скандальных постановок, которые можно увидеть в столице. Поклонники стиля «трэш и угар», welcome!

«Лир»
«Приют комедианта» (в рамках «Золотой Маски 2013»)


Константин Богомолов — известный мастер загадывать сценические загадки. Его версия шекспировского «Короля Лира» превосходит все самые смелые ожидания. Первые 10 минут вы будете радоваться классическому приему примитивной комедии — cross-dressing (всех героев играют женщины, а героинь — мужчины), а потомбрезгливо морщиться, глядя на скабрезные сцены.Трагедия превращена в черную комедию, место действия перенесено в советские реалии периода Второй мировой войны. По Богомолову Лир советского образца (неподражаемая Роза Хайруллина) — это гибрид Сталина и Гитлера, задыхающийся под тяжестью своих грехов и фобий. Последние оживают на сцене в буквальном смысле: отсюда красные раки, устилающие сцену (они же — раковые клетки), и пистолет, который берут в рот, чтобы облизать, и беременный живот на спине. А еще Лир «насилует» микрофоном надувную куклу из секс-шопа (символ необъятной родины) и отважно матерится. Не без труда, но в этом эпатажном постмодернистском высказывании, можно найти смысл. Богомолов — предусмотрительный режиссер, — в программке к спектаклю он заявил, что конца света не будет, поскольку он давно наступил. Во время Второй мировой, когда из людей варили мыло. А сегодняшняя действительность — это абсурд в действии. Вот его вам на сцене и показывают.

фото Дарьи Пичугиной


«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова


Еще одна «новинка» от Богомолова — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Если вам нравятся шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда. Такого в театре вы еще не видели!

фото Екатерины Цветковой


«Электра»
Театр Наций


Спектакль Тимофея Кулябина действует, как электрошок. Если вас не возмущает перенос сюжета древнегреческой трагедии в здание современного аэропорта, немедленно покупайте билет. На сцене скорее буднично, чем пафосно, происходят убийства. Электра уговаривает объявившегося брата Ореста отомстить палачам их отца — собственной матери Клитемнестре и правящему вместе с ней любовнику Эгисфу. И хотя процесс умертвления не покажут, от шокирующей картинки вы никуда не денетесь. По транспортеру с чемоданами выкатится на сцену окровавленное тело убитого отчима. Потом четверть часа Электра будет над ним измывается — обливать вином, тушить о голову врага окурки и т. д. и т. п. Ближе к финалу детки умертвят и мать. Зачем эти садистские ужасы? — спросите вы. За тем, что в рамках режиссерской концепции они более чем логичны. Заимствовав у древнегреческого классика тему конфликта «человек и воля богов», Кулябин поставил спектакль про то, что Бога нет и никогда не было. И ни одно убийство на этой земле никем и ничем не оправдано.

фото Михаила Гутермана


«Человек-подушка»
Малая сцена МХТ им. Чехова


Идейный ужастик по пьесе ирландца Мартина Макдонаха критики называют одной из лучших режиссерских работ Кирилла Серебренникова. И все же, даже если трехэтажный мат в исполнении известных актеров или вид крови вас не очень пугает, подумайте хорошенько: а если это вид крови невинных младенцев? Детей в этой истории зверски мучают: уговаривают покончить с собой, отрубают пальцы ног и даже распинают на кресте и хоронят заживо. Все они, как позже выясняется, жертвы психически больного брата главного героя (первого играет Алексей Кравченко, второго Анатолий Белый). Пока один писал себе сказки-страшилки для будущих поколений, его братец воспринял их как руководство к действию. Глядя на ужасы на сцене, про вопрос — стоит ли искусство слезы ребенка — как-то забываешь. Но и черной комедией назвать этот спектакль язык не поворачивается. Скорее дерзким психологическим триллером для тех, у кого детство не задалось. Ну, или писательская карьера не состоялась. Иногда, знаете ли, посмеяться над комплексами очень даже стоит.

фото Екатерины Цветковой


«Лейтенант с острова Инишмор»
МТЮЗ


Перед тем как начать, публику предупреждают: «к просмотру не рекомендуется: ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». Предупреждение важное — особенно для тех, кто не знает, что такое радикальный театр. Перед вами — еще одна пьеса ирландца Макдонаха. Гора трупов, фонтаны крови и мозги на полу — это даже не финал и не середина истории. Это ее начало. Речь идет о братоубийственной войне, которая случилась только потому, что старший брат не уследил за любимым котом младшего. А тот возьми, да и окажись головорезом со стажем. От ужаса за питомца младший брат даже забывает отрезать второй сосок у наркодилера, которого пытает с самого начала спектакля. Ну, а дальше... кровь по колено и расчлененка. Большая удача молодой актерской команды — пьеса не смотрится только кроважадным комиксом. Философская глубина очень хорошо просматривается: абсурдная сентиментальность убийц — это всего лишь символ ущербности современного человека. Люди перестали верить и любить друг друга, они привязываются к вещам и зверушкам сильнее, чем к матери или отцу. И, да, чуть не забыли — спектакль, действительно, смешной! Безо всяких «но».

фото Елены Лапиной


«Киллер-Джо»
Театр Наций


Это спектакль однозначно придется по душе поклонникам Квентина Тарантино. После успеха «Джанго» тем более! Болгарский режиссер Явор Гырдев поставил пьесу американского драматурга Трейси Леттса в духе черной кинокомедии. На примере истории одной дебиловатой семейки из Техаса он продемонстрировал, что на самом деле думает об ужасах убогой жизни. Ну, право слово, не сходить же каждый раз с ума, когда в новостях расскажут об очередном убийстве или изнасиловании? От страшного до смешного один шаг. В «Киллере» главный герой, испытывая финансовые затруднения, решает убить мамочку, чтобы заполучить страховку. Пока дело дойдет до финала, случится и торговля наркотиками, и секс, и мочеиспускание в биотуалет. Мат-перемат и обнаженка, само собой, тоже присутствуют. Чтобы было не так брезгливо, сразу скажем: в финале умрут все, а тем самым киллером окажется прекрасная... Юлия Пересильд. В смысле, ее героиня. Почему Юля прекрасная, и с чего ей всех убивать — узнаете, если решитесь на самый «черный» вечер в Театре Наций.

фото Елены Лапиной