МАМТ начинает новый год премьерой самой известной оперетты Франца Легара.

Как у всякой вдовы, у «Веселой…» есть маленькие тайны. Она совсем не старушка, ей слегка за сто: премьера прошла в венском театре «Ан дер Вин» под новый 1905 год с грандиозным успехом, который ничто не предвещало, и ее австро-венгерский автор с примесью всех европейских кровей) Франц Легар проснулся знаменитым. Ставшая основой для либретто комедия была почти на полвека старше. Веселую неразбериху с любовью и отягчающими обстоятельствами придумал, разумеется, француз – драматург Анри Мельяк, назвав ее «Атташе из посольства».

К венской премьере комедию перешили. Либреттисты заменили источник сюжета – мелкое германское княжество на балканское Монтенегро, то есть Черногорию, и соответственно превратили героев в чудаковатых европейских славян. В результате сместилисьвсе акценты, из оперетты полез социальный контекст: к началу ХХ века от Балкан уже ждали одних неприятностей, к тому же крохотная Черногория задолжала австрийским и прочим банкам серьезные суммы.

На этом обстоятельстве и искрила оперетта, заключив его в пикантный любовно-дружеский пятиугольник. Три акта вмещают серию недоразумений. Прекрасная черногорская вдова Ганна Главари окружена в Париже кучей поклонников. Посла ее крохотной родины беспокоит, что, выйди Ганна замуж за иностранца, весь унаследованный ею капитал уплывет из страны, и тогда Черногорию ждет экономический кризис (хочется добавить, и выход из еврозоны, но это к слову). Посол пытается свести вдову с посольским сердцеедом-графом с неожиданным именем Данило. Но у них, как выясняется, старые счеты. Меж тем жена посла готова принять ухаживания пятого героя пятиугольника Камилла. Вдова Ганна – подруга жены посла. Сердцеед Данило – друг Камилла. Так они и сходятся к венцу, выручая товарищей, посла и экономику Черногории.

Для тогдашней Вены Черногория была глухой дырой на задворках империи и сплошной экзотикой. Потому и имена героев, и их понятия о дружбе и чести, арии и национальные танцы вызывали сплошной восторг. Да, это как бы Париж или другая европейская столица с посольскими гостиными, аристократами и этикетом. Но на празднике в доме вдовы все участвуют в национальных танцах, а сама Ганна поет знаменитую песню о лесной дриаде Вилье, восходящую к славянским корням.

Между тем именно эти непривычные Австрии мотивы стали причиной допремьерного скандала. Легар с удовольствием вспоминал, что дирекция театра расслышала в его музыке «призрак банкротства». Однако оперетта сорвала кассу, номера бисировали, а Вена сразу же стала ее напевать. Меньше, чем через год ее уже исполняли в Петербурге, и зрители в полном согласии с венцами разглядели в ней витальность, остроумие и мягкий славянский шик.

Этот шик постарается возродить в своей первой премьере года МАМТ. Управлять оркестром будет опытнейший Вольф Горелик, сочинять интерьеры – маг драмтеатра и новичок в оперетте Александр Шишкин. Также новичком в легком жанре станет режиссер драмы Адольф Шапиро, ставивший в этом театре высокую трагедию «Лючия ди Ламмермур». Он же подновит диалоги рядом со стихами Вадима Жука. Группа поддержки у первой тройки безупречна: работают художник по костюмам Елена Степанова, балетмейстер Олег Глушков и художник по свету Глеб Фильштинский. А МАМТ между тем проводит инвентаризацию собственной истории: именно с оперетты он начинался как театр.

фото: Аархив журнала