За десять дней в ТЦ «На Страстном» покажут сразу 13 спектаклей екатеринбуржца Николая Коляды. У нас есть шанс разобраться в такой диковине, как «Коляда-театр».

 

 

 

 

 

 

 

 

Как немыслимую, сносящую башню экзотику принимали пару лет назад екатеринбургского «Гамлета» французы на Осеннем Парижском фестивале. Герои того спектакля могли с полным правом сказать со сцены «Подгнило что-то в датском королевстве», поскольку действие происходило на помойке в самом буквальномсмысле этого слова. Этим, впрочем, европейцев не удивишь – видали они постановки и порадикальнее. А вот соприкосновение с низовой, китчевой российской культурой, которую так нежно любит Николай Коляда, действительно может повергнуть западного зрителя в состояние шока. Коляда тащит в свои спектакли буквально все, что ему попадется на екатеринбургских блошиных рынках: десятки репродукций «Джоконды»(им поклонялись и их же мазали грязью варвары – персонажи «Гамлета»), безвкусные коврики с лебедями или котиками, старая ванна – все пойдет в ход, все сгодится. Ахматовская строка «Когда б вы знали, из какого сора...» для этого режиссера не поэтическая метафора, а прямое руководство к действию.

Рекорд по количеству барахла, до отказа заполонившего сцену, поставил прошлогодний «Борис Годунов», который тоже включен в афишу нынешних гастролей. 500 матрешек, настоящие вилы, тагильские 47 28 ноября — 9 декабря 2012 подносы, топоры, прялки, стиральные доски, ковры-иконы – чего там только нет. Даже куриное мясо приходится для каждого представления закупать – его рубят на деревянной плахе, как человечину. Одеяние царя Бориса весит 25 кг. Но не Борис в исполнении талантливого Олега Ягодина станет главным действующим лицом скоморошьего действа, в которое Николай Коляда превращает пушкинскую трагедию. Главным окажется российский народ, вернее, его вечное долготерпение.

Русские-народные, блатные-хороводные – любой из этих эпитетов отлично подходит, чтобы описать спектакли Николая Коляды. Выворачивая высокую литературу наизнанку и отдавая ее на откуп тем, кого принято высокомерно величать «низким людом», он всякий раз добивается эффекта поистине фантастического. Каждый его спектакль – мощный энергетический выплеск, добавляющий зрителю адреналина.

Коляда формировал нынешнюю гастрольную афишу так, чтобы дать максимально полное представление о своем театре. В Москву везут даже два детских спектакля – «Карлсон вернулся!» и «Золоченые лбы». «Мне хочется показать Москве, что мы разнообразный театр, что в нашем репертуаре есть классические пьесы, есть современная уральская драматургия, есть спектакли для детей. Была бы моя воля – мы сделали бы даже какие-то читки пьес в фойе», – пишет Николай Коляда в своем ЖЖ.

Три спектакля из тринадцати идут под грифом «премьера». Один из них – лермонтовский «Маскарад», в котором, как рассказывают, Арбенин (снова Олег Ягодин) въезжает в бальную залу прямо на лыжах. Другой – «Слуга двух господ»: комедию Карло Гольдони Коляда истолковал как «отличный повод рассказать о нашем театре, о том, как мы его любим, как отдаем ему всю жизнь». Ну и, конечно, не обойдется без пьесы самого худрука (между прочим, основателя всей школы уральских драматургов), – спектакль «Большая советская энциклопедия» вышел непривычно тихим и грустным, целиком построенным на актерской игре. Николай Коляда, оказывается, способен и на такое.

фото: пресс-служба театра