«Золотая маска» объявила своих номинантов. Сам фестиваль начнется в конце марта, но лучшие московские спектакли можно увидеть уже сейчас.

«Маленькие трагедии»

В списке номинантов этого года как никогда много авангардных спектаклей. Впрочем, авангард — это не обязательно актуальные лозунги и современные костюмы. Это прежде всего современная форма. Так в «Сатириконе» режиссер Виктор Рыжаков разъял на части «Маленькие трагедии» Пушкина, чтобы сложить из фрагментов собственный причудливый пазл, отражающий нынешнюю нерадостную картину мира. В этом спектакле нет героев — есть хор, который на разные лады читает пушкинский текст, порой доводя его звучание до абсурда. А впечатляющий 3D-мэппинг погружает зрителя в какое-то виртуальное пространство. Этому хаосу противостоит единственная личность — Константин Райкин в роли
Моцарта. Когда его герой погибает, все остальное теряет смысл. В последней, завораживающе-красивой сцене актеры сервируют длинный парадный стол, за который уже никто не сядет, — конец мира явлен со страшной, незабываемой ясностью.

фото: пресс-служба театра «Сатирикон»


«Таланты и поклонники»

Полюбоваться на любимых артистов — Светлану Немоляеву, Игоря Костолевского и Михаила Филиппова — можно и в Театре Маяковского на «Талантах и поклонниках». Однако новый худрук театра Миндаугас Карбаускис ввел буйный актерский темперамент в русло строгой, сдержанной режиссуры. В результате получился умный, интеллигентный спектакль об актерских судьбах, где есть место и мягкому юмору, и тонкой лирике, и метким театральным метафорам. Художник Сергей Бархин одел сцену в ржавое железо, передающее всю бедность и убожество уездной жизни. Но главным элементом сценографии стал поворотный круг, на котором юная Сашенька Негина (Ирина Пегова получила за эту роль номинацию на «Маску») несется навстречу своей славе — и за этот полет она готова отдать всю себя.

фото: Сергей Петров


«Год, когда я не родился»

Одна из самых жестких и актуальных постановок театра — «Год, когда я не родился» Константина Богомолова. Формально постановка принадлежит «Табакерке», но идет на сцене МХТ. Пьесу Розова «Гнездо глухаря» режиссер соотносит с нашим временем, показывая прямую генетическую связь «совка» и путинской эпохи. В партийном карьеристе Егоре, который идет к власти по головам близких и заставляет жену сделать аборт (отсюда название спектакля), он видит будущего руководителя страны. А психологически точную игру актеров (Олега Табакова, Наталии Теняковой и Дарьи
Мороз), существующих в реалистических декорациях под присмотром вездесущих камер, монтирует с хлесткими музыкальными номерами — вроде стриптиза пионерки на фоне парада Победы.

пресс-служба Театра-студии п/р Олега Табакова


«Пристань»

Если авангард — совсем не ваша чашка чая, стоит отправиться на «Пристань» Римаса Туминаса — юбилейное подношение актерам Вахтанговскогок 90-летию их театра. Всенародные любимцы получили поистине царский подарок: возможность сыграть те роли, о которых мечталось, но так и не сбылось. Аристократичной Юлии Борисовой досталась миллионерша Клара Цеханассьян из «Визита старой дамы», ироничный Владимир Этуш изрекает афоризмы в роли мудрого еврея Соломона, героя «Цены» Артура Миллера. 95-летняя Галина Коновалова порхает по сцене и лукаво кокетничает с публикой в инсценировке рассказа Бунина «Благосклонное участие». Юрий Яковлев читает бунинские же «Темные аллеи» — да так, что захватывает дух и щемит сердце. В общем, «Пристань» — это мастер-класс актерского мастерства, помноженный на нежность от свидания с давними и, к счастью, неувядающими кумирами.

фото: Екатерина Цветкова


«Фрекен Жюли»

Если вас интересует актуальная европейская режиссура, то вот вам случай познакомиться с ней, не покидая Москвы. Немецкий режиссер Томас Остермайер, глава берлинского «Шаубюне», поставил в Театре наций пьесу Стриндберга «Фрекен Жюли». Драматург Михаил Дурненков, заново переработавший пьесу, перенес действие в наши дни, в коттедж на Рублевке. Однако режиссер обошелся без назойливой злободневности, сосредоточившись на отношениях героев. В первой сцене кухарка Кристина (Юлия Пересильд) разделывает курицу для хозяйской собачки — и этот процесс крупным планом транслируют на экране. Так же натуралистично и беспристрастно в спектакле препарируется любовная интрижка богатой гламурной девочки с отцовским шофером. Чулпан Хаматова и Евгений Миро-нов безжалостны к своим героям и не щадят себя, так что за их виртуозной дуэлью следишь с немым оцепенением — ясно, что ничем хорошим она не кончится. Не удивительно, что оба актера выдвинуты на «Маску» — за лучшую женскую и лучшую мужскую роли.

фото: Владимир Луповской