Вот-вот закончится V Летний фестиваль оперы в МАМТе, и уж тогда наступит настоящий мертвый сезон. Спешите, кто не слышал.

МАМТ yже первый год использует несложный маркетинговый прием: в период межсезонья выставляет в ряд свои лучшие спектакли с лучшими исполнителями, представляя их как Летний фестиваль оперы. Есть возможность восполнить пробелы, если какой-то спектакль в свое время выпал из поля зрения, или снова порадовать себя встречей с любимыми исполнителями. Если успеете, попадете на «Майскую ночь» 25.07, в которой есть любовь, хуторские недоразуменья Писаря и Головы, фантастический мир русалок и Панночки, а над всем этим — роскошная, завораживающая синевой майская украинская ночь.

В четверг 26.07 на сцене «Мадам Баттерфляй» — классическая мелодрама Пуччини, поставленная самым традиционным образом. Есть приятный сюрприз. В образе прелестной японской гейши о бворожительная Ольга Гурякова, что в принципе случается нечасто. Вообще за последние сезоны публика ассоциирует ее скорее с Мариинским театром, с которым она регулярно выступает еще с середины девяностых. Но Гурякова давно уже в ранге международной оперной дивы, и ее привязанность к родному МАМТу, куда она пришла в 1994 году ещестажером, очень трогает. В списке ее званий и наград дважды значится Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере», и одна из них — именно за роль Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй». И неважно, что спектаклю ровно десять лет, — он не потерял обаяния. По-прежнему до слез жаль обманутую в своей любви и верности мадам Баттерфляй, и по-прежнему возмущает Пинкертон, не замечающий чужих чувств и правил.Следующий спектакль фестиваля тоже о падшей в глазах общества женщине и о ее чувствах.

«Травиата» (29.07) МАМТа, возможно, не самый выдающийся спектакль репертуара. Но при том парадоксально, что в Большом самый популярный шедевр Верди не исполняют, так что у Музыкального есть повод гордиться. Трое главных героев выглядят так: Виолетта Валерии — Мария Пахарь, Альфред Жермон — Сергей Балашов, Жорж Жермон — Алексей Шишляев, постановочное трио — базовое для театра: дирижер Феликс Коробов, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев. «Есть ли разница мира гламура века ХIХ и века ХХI?» — риторически вопрошает программка к спектаклю. И сама же указывает, что ответ — в неизменной популярности оперы Верди, сопровождающей ее уже полтора столетия, с 1853 года. Театр не рекомендует ее к просмотру детьми до 14 лет, но, поверьте, семьям, в которых есть работающий телевизор, эта предусмотрительность не нужна. Почти три часа спектакля (как и в случае с «Баттерфляй») идут на итальянском языке, и это единственно верный вид представления оперы, что бы ни говорили русофилы.Для них есть свое удовольствие, впрочем, не чуждое и просто любителям оперы.

В МАМТе уже пять лет поют очень достойного «Евгения Онегина» (30.07), к которому, кроме Коробова и Тителя, приложил руку легендарный художник Давид Боровский. Свой «Онегин» в репертуаре для МАМТа — дело чести, поскольку опера Чайковского стала первым спектаклем студии под руководством Станиславского, из которой и вырос театр. Та, лета 1922 года, постановка «Евгения Онегина» обозначила появление нового оперного театра. И хотя спектакль шел под рояль, а актеры были без грима и в современных партикулярных костюмах, зрителей он ошеломлял. Театр держал его в репертуаре до конца 2001 года — театральный рекорд, а нынешний «потомок» появился в 2007-м.

На него можно смело вести подростков, не боясь ни новых радикальных концепций, ни большого отрыва от первоисточника «лирических сцен» Чайковского. Соблюдены авторские ремарки на время и место действия, так что можно увидеть русский усадебный быт XIX века со всеми его милыми подробностями. И, знаете, нынешние авторы не лукавят, говоря, что предельно подробной осталась психоло гическая разработка характеров. В самом начале спектакля обыгрывается трюк уличного искусства, знакомый каждому современному туристу, когда с тоящие неподвижно статуи в капорах и платьях-«татьянках» вдруг оживают, оказываясь артистами миманса. В партии Татьяны Елена Гусева, молодая и перспективная певица, ставшая солисткой театра только в прошлом году. Онегина поет тоже молодой солист Илья Павлов, так же поучаствовавший в полудюжине международных конкурсов. А в роли Ленского дебютирует Николай Ерохин, только что достойно спевший Пьера Безухова в последней премьере театра «Война и мир». Так что вечер обретает дополнительный сюжет, ведь теноров в партии Ленского публика
почему-то любит преувеличенно.

 

фото(1), сцена из оперы «Майская ночь»: Владимир Луповской
фото (2), сцена из оперы «Травиата»: Геннадий Несмачный

фото(3), сцена из оперы «Евгений Онегин»: пресс-служба МАМТ