Лейла Гучмазова
18 июля 2012

Па-де-де на шарнирах

Куклу в балете любят, холят и лелеют, а ее историю готовы пересказывать сотни раз.

Музыкальный театр имени Станиславского выпустил последнюю балетную премьеру сезона — «Коппелию» Ролана Пети. Сюжет этой немудреной танцевальной затеи привлекает зрителей с конца позапрошлого века. Жили-были Сванильда и Франц, души друг в друге не чаяли, как вдруг Франц заприметил в окне хорошенькое женское личико и забыл о невесте. Но невеста оказалась не промах и разоблачила соперницу-Коппелию, оказавшуюся всего лишь фарфоровой механической куклой. Одураченный было Франц «почувствовал разницу» между невестой и милой куклой, в мгновение ока превращающейся в груду бесполезного хлама. Если смотреть вглубь, «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» оказался последним балетом европейских романтиков, и в нем читается плохо скрытый ужас перед надвигающейся эпохой прогресса.

Романтики напоследок провозгласили, что прогресс только дурачит людей, а кукла не может стать живой даже при усилии великого мага. В русской культуре на оживления куклы смотрели трепетнее. Почти сто лет назад, в июне 1911 года, в Париже впервые показали балет Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина «Петрушка», и он стал настоящей бомбой. По сюжету в ярмарочном балагане дают кукольное представление, а ночью, когда стихает шум толпы, в кукольных покоях разыгрывается настоящая трагедия. Петрушка любит Балерину, а Балериналюбит глупого Арапа. Изменилось время, к тому же жизненные взгляды лучших людей России были противоположны взглядам европейских романтиков, изложенных в «Коппелии». Авторы «Петрушки» доносили до зрителя, что даже набитое соломой тряпичное существо может иметь душу. Этот шедевр популярен немногим меньше «Коппелии», и хотя в нем нет эффектных па-де-де и шикарных массовых танцев, он считается более сложным для исполнения.

Трудно показать, как в кукле плачет живая человеческая душа, и трудно представить эти чувства лучше, чем это сделали авторы оригинала. Поэтому «Петрушку» обычно не ставят заново, а реконструируют с разной степенью достоверности. Но самой любимой кукольной балетной историей остается «Щелкунчик». Как и «Коппелия», созданный по мотивам новеллы Гофмана в пересказе, не поверите, автора «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца, он стал настоящей шкатулкой без дна. Его ставят часто, и каждый новый постановщик находит в нем что-то свое. Один — милую детскую сказку с превращениями. Другой — грезу о том, что кукла превращается в прекрасного принца только в сказке. Третий видит типичную рождественскую историю, несбыточную, но поучительную. Ясно только, что шедевр Петипа и Чайковского вобрал в себя разные темы для всех возрастов, а за жизнью кукольных персонажей здесь стоит целая философия.

Девочка Маша засыпает под рождественской елкой, и то ли ей снится, то ли на нее правда нападают полчища серых мышей во главе с Мышиным королем, а спасает ее из беды принц Щелкунчик, бывший уродливой куклой для колки орехов. По законам жанра во втором действии главные герои в окружении оживших кукол попадают в сказочную страну со всеми вытекающими последствиями — танцами кукол разных стран, вальсом снежинок, приветствием феи Драже и прочим волшебством. Ничего более красивого в балетной музыке до сих пор не придумано, хотя премьера прошла в Мариинском театре в канун Рождества 1892 года. Этой зимой «Щелкунчику» исполнится 120 лет, и он по-прежнему остается для большинства зрителей первым балетом, на который ведут родители. В следующий раз этот самый зритель приходит на балет уже со своим ребенком и разглядывает в сказке что-то новое. Видимо, потому, что оживленные куклы слишком похожи на людей. «Петрушка» с прошлого сезона идет в Большом, в афише появляется редко.

фото(1): DREAMSTOCK.RU
фото(2): пресс-служба театра

Отзывы о «Па-де-де на шарнирах»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.