Куклу в балете любят, холят и лелеют, а ее историю готовы пересказывать сотни раз.

Музыкальный театр имени Станиславского выпустил последнюю балетную премьеру сезона — «Коппелию» Ролана Пети. Сюжет этой немудреной танцевальной затеи привлекает зрителей с конца позапрошлого века. Жили-были Сванильда и Франц, души друг в друге не чаяли, как вдруг Франц заприметил в окне хорошенькое женское личико и забыл о невесте. Но невеста оказалась не промах и разоблачила соперницу-Коппелию, оказавшуюся всего лишь фарфоровой механической куклой. Одураченный было Франц «почувствовал разницу» между невестой и милой куклой, в мгновение ока превращающейся в груду бесполезного хлама. Если смотреть вглубь, «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» оказался последним балетом европейских романтиков, и в нем читается плохо скрытый ужас перед надвигающейся эпохой прогресса.

Романтики напоследок провозгласили, что прогресс только дурачит людей, а кукла не может стать живой даже при усилии великого мага. В русской культуре на оживления куклы смотрели трепетнее. Почти сто лет назад, в июне 1911 года, в Париже впервые показали балет Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина «Петрушка», и он стал настоящей бомбой. По сюжету в ярмарочном балагане дают кукольное представление, а ночью, когда стихает шум толпы, в кукольных покоях разыгрывается настоящая трагедия. Петрушка любит Балерину, а Балериналюбит глупого Арапа. Изменилось время, к тому же жизненные взгляды лучших людей России были противоположны взглядам европейских романтиков, изложенных в «Коппелии». Авторы «Петрушки» доносили до зрителя, что даже набитое соломой тряпичное существо может иметь душу. Этот шедевр популярен немногим меньше «Коппелии», и хотя в нем нет эффектных па-де-де и шикарных массовых танцев, он считается более сложным для исполнения.

Трудно показать, как в кукле плачет живая человеческая душа, и трудно представить эти чувства лучше, чем это сделали авторы оригинала. Поэтому «Петрушку» обычно не ставят заново, а реконструируют с разной степенью достоверности. Но самой любимой кукольной балетной историей остается «Щелкунчик». Как и «Коппелия», созданный по мотивам новеллы Гофмана в пересказе, не поверите, автора «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца, он стал настоящей шкатулкой без дна. Его ставят часто, и каждый новый постановщик находит в нем что-то свое. Один — милую детскую сказку с превращениями. Другой — грезу о том, что кукла превращается в прекрасного принца только в сказке. Третий видит типичную рождественскую историю, несбыточную, но поучительную. Ясно только, что шедевр Петипа и Чайковского вобрал в себя разные темы для всех возрастов, а за жизнью кукольных персонажей здесь стоит целая философия.

Девочка Маша засыпает под рождественской елкой, и то ли ей снится, то ли на нее правда нападают полчища серых мышей во главе с Мышиным королем, а спасает ее из беды принц Щелкунчик, бывший уродливой куклой для колки орехов. По законам жанра во втором действии главные герои в окружении оживших кукол попадают в сказочную страну со всеми вытекающими последствиями — танцами кукол разных стран, вальсом снежинок, приветствием феи Драже и прочим волшебством. Ничего более красивого в балетной музыке до сих пор не придумано, хотя премьера прошла в Мариинском театре в канун Рождества 1892 года. Этой зимой «Щелкунчику» исполнится 120 лет, и он по-прежнему остается для большинства зрителей первым балетом, на который ведут родители. В следующий раз этот самый зритель приходит на балет уже со своим ребенком и разглядывает в сказке что-то новое. Видимо, потому, что оживленные куклы слишком похожи на людей. «Петрушка» с прошлого сезона идет в Большом, в афише появляется редко.

фото(1): DREAMSTOCK.RU
фото(2): пресс-служба театра