Последняя оперная премьера Большого театра, «Чародейка» Чайковского, может порадовать поклонников «большого стиля».

Эта опера Чайковского — пример обидного парадокса: автор работал над ней с громадной отдачей, переделывал несколько раз и очень надеялся, что она воспламенит публику так же, как и его. Увы. Седьмое представление новой оперы Петра Ильича прошло при полупустом зале — провал был очевиден, и «Чародейку» сняли с афиши. Чайковский очень переживал и едва не впал в депрессию, но все-таки ему хватило уверенности написать о «Чародейке» в письме другу: «Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет...»

Со временем оперу действительно признали одним из лучших творений композитора, но ее театральная судьба, прямо скажем, не блистает. Почему — загадка, ведь у нее есть все основания стать популярной. В основе либретто типично русская старинная история из жизни Нижнего НовгородаXVII века. Считается, что она привлекла внимание Чайковского силой страстей. Дано: берег Оки, противоположный старообрядному Нижнему Новгороду, хозяйка заезжего двора – красивая вдова Настасья, старый князь, его сын и его жена. В разных обстоятельствах оба мужчины влюбляются в Настасью, в результате чего ее отравляет оскорбленная княгиня, а князь становится сыноубийцей.В менее талантливых руках такой сюжет остался бы темной кровавой мелодрамой, но не у Чайковского.

Драма покоряет силой характеров, а каждого героя, даже колоритных второстепенных персонажей, можно понять и простить. В отличие от сценической музыковедческая судьба «Чародейки» вполне состоялась, и недостатка литературы о ней нет. Так вот любопытно деликатное пояснение автора, обращенное к будущей исполнительнице заглавной партии: «Отчего вы любите роль Травиаты? Отчего вы должны любить Кармен? Оттого, что в этих образах под грубой формой чувствуется красота и сила».

В Большом театре «Чародейку» ставили не раз. Первая появилась при жизни Чайковского, вскоре после петербургской премьеры, вторая – в канун революции, третья — уже в конце пятидесятых, причем ставили ее молодой Евгений Светланов и опытный Леонид Баратов, а продержался спектакль целых семь сезонов. Идея ввести эту недолюбленную оперу в репертуар сейчас принадлежит Александру Лазареву, который возвратился в Большой после изрядного перерыва. Отношение и к его инициативе, и к его возвращению в московском музыкальном мире, скажем мягко, неоднозначное. Он уже был инициатором постановки в Большом полуудачных произведений, в том числе загадочной оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова. К тому же с его именем связывают период безвременья, когда в конце восьмидесятых — начале девяностых Лазарев восемь лет работал музыкальным руководителем Большого. Но судить спектакль будем после премьеры. Тем более что в постановочную команду по инициативе Лазарева приглашены хорошо понимающие дирижера Александр Титель и Валерий Левенталь, и у них могут найтись интересные идеи для старинной новгородской истории с плохим финалом. Можно ручаться, что радикальных ходов в постановке не будет, и в этот раз Большой не станет центром скандала и повышенного внимания общественности. Зато поклонники изношенного имперского стиля главного театра, возможно, получат свежее подкрепление и новую пищу для размышлений.

фото с репетиции: Дамир Юсупов/ Большой театр