На этой неделе одна из прим театра «Современник» сыграет премьеру спектакля «Осенняя соната». «Ваш Досуг» расспросил актрису о трудных ролях, актерской жадности и партнерстве с великой Мариной Нееловой.

Совсем с коро в театре состоится очередная премьера с Вашим участием. Расскажите, пожалуйста, когда и как к Вам пришла эта роль?

Катя (режиссер Екатерина Половцева) мне ее предложила, когда мы выпустили «Время женщин» в прошлом сезоне. Я уверена была в перерыве,но как только она принесла ЭТУ пьесу, сердце притихло и внутри закричало «хочу!» Бергман,не смотря на мою к нему любовь,вызвал два чувства — желания и опасности. Опасность, потому что превратить такое кино в театр не так то просто. А желание от возможности партнерства с Мариной Мстиславовной Нееловой. Я подумала: «нет! Нереально!» Сон, который мне снился примерно год назад — мы играем мать и дочь — наяву. Мои мечты продолжают сбываться.

Какой Вы играете Еву?

Говорить о том, какой я ее играю, мне сложно. Хорошо, если я на одну четверть прошла путь к ее сути. Я ее ищу. Ева непростой человек,поэтому и
отношения с этой ролью не назовешь романом. Она глубокая,сложная,медленная,внешне не яркая,внутри раскрашена в осенние цвета. Кстати,мне кажется что это самое яркое время года! В нем больше всего красок.

И все же что самое главное в Вашей Еве?

Мне кажется Ева — взрослый человек, который никак не может освободиться от ребенка и подростка в себе. Она до сих пор пытается понять, кто она. У нее много комплексов,в которых, как ей кажется, виновата мать. Но,несмотря на свой страх, она решает разобраться с прошлым и со своей «прокисшей ненавистью» в отношении матери. Это получается некрасиво, резко и даже жестоко.

Вы соотносите свою игру с игрой Лив Ульман в легендарном фильме?

Знаете, я раньше не боялась смотреть на актеров в ролях, которые потом доставались мне. Я была очень уверена в себе, знала, что справлюсь
самостоятельно. А в этот раз мне сложно — всюду «знаки» Бергмана. Лив Ульман перед глазами постоянно. И даже ее зеленое платье... Я знаю, чтонаш спектакль будут сравнивать с фильмом. И уверена, что большинство критиков будут ождать своего собственного представления. Я уже слышала одного актера,который заявил:"вы что обалдели! Это же Бергман!". У нас есть негромкое, но веское возражение от самого автора — довольно подробно разбирая свои фильмы в книге "Бергман о Бергмане","Осенней сонате" он уделил всего один обзац,сказав что не был доволен этим фильмом. Так что я думаю, у нас есть шанс.

Как Вы готовитесь к такой непростой роли?

Через бесконечные пробы,ошибки,разговоры,споры. Сейчас с смотрю документальные фильмы о Бергмане и думаю, что в Еве много от него самого. Даже иногда жалею, что Ева не мужчина — можно было бы открыто поиграть в него. Уже видела пару странных снов,  перед глазами вспыхнули картинки, как кадры из фильма. На репетициях я стала замечать за собой странную речь. Она свойственна человеку, не привыкшему к
экспрессивным высказываниям. Да, пожалуй, Ева — не из тех людей, которые могут красиво и ясно выражать то, что думают.

Екатерина Половцева — молодой режиссер. Вам легко с ней работать?

Я не думаю о разнице в возрасте. Зачем ставить себе лишние преграды, совершать лишние подвиги? У нас нет на это времени, мы находимся в
постоянном поиске

Что импонирует Вам в ее режиссерской манере?

Мне импонирует, что Катя знает, чего хочет. Мы можем ее не понимать, но она видит картины, и на этих картинах каждому из нас, актеров, отведено конкретное место. Иногда мне кажется,что она водит нас за нос,не раскрывая замысла... Бывает, правда, от этого голова кипит,но заставить артиста кипеть это тоже талант режиссера. Она здорово работает с актерами.Мне нравится ее упорство.

Значит ли это, что Вы что-то ей советуете?

Это моя беда и страсть. Я всегда лезу не в свое дело. И не всегда этично. Каюсь! Не умею молчать,мне нужно хотя бы слово вставить. Я в этом смысле неугомонная. Говорю себе: «будь послушной,внимающей, как Ева» и тут же срываюсь. Вот поэтому Ева — сложный для меня персонаж. Она мне незнакома, я не знаю, где «ее брать» в себе.

Алена, Вы говорили, что играть с Нееловой было Вашей мечтой. Мечта сбылась. Чему Вы научились у нее?

У Марины Мстиславовны нужно учиться всему и сразу. Ее таланту быть актрисой,партнером,заразительным человеком с прекрасным чувством юмора. Она абсолютно бесстрашна на репетициях, для нее не существует никаких границ на сцене. Кроме того, она никогда не думает только о себе.
Партнеры, зрители,спектакль как цельное произведение, в котором свой ритм... Всё это объекты ее внимания. Все сразу и все важно. Сама репетиция с ней превращается в спектакль одного актера. Она потрясающе разбирает сцены и сама режиссер своей роли. У меня просто не хватает таланта рассказывать о ней. Нет слов, как у Евы,которая обожала и боготворила мать.

В прошлом сезоне у Вас состоялись премьеры спектаклей «Время женщин», «Враги: история любви», в этом Вы ввелись в «Пигмалион», теперь вот «Осенняя соната»...

Я, может быть, и страдаю от загруженности. Я ведь совершенно выпала из кино, которое обожаю и по которому тоскую. Я ною, говорю, что умираю, что больше не могу. Потом говорю себе:"не стыдно?! Ты же мечтала о театре! И он так внезапно появился в твоей жизни«. За это я еще раз скажу спасибо Галине Борисовне, которая поверила, доверила. Всего лишь третий по счету сезон, а у меня 5 спектаклей.Все так невероятно, что грех жаловаться. И еще я, как выяснилось, жадина. Даже сейчас, «Соната» еще не вышла, а я уже думаю, как хорошо бы сыграть еще одну роль.

Какую, если не секрет?

Ни за что и никогда не скажу. Мечтами делиться нельзя. Но мне грезится спектакль, в котором можно было бы абсолютно все. Чего-нибудь хулиганского хочется.

Какая героиня изменила Вас внутренне?

Я питаюсь каждой из своих ролей. Больше того, почти каждая помогает мне измениться, что-нибудь из себя ненужное выкинуть. Когда я играю
Еву, я возвращаюсь в тот период своей жизни, когда похожим образом относилась к матери. У всех были такие периоды, когда во всех бедах
обвинялась мать.Не так воспитывали, не то сказали. Этим, кстати, пьеса будет всегда современна. Другое дело, что сейчас у меня нет таких
претензий, мне надо погрузиться в свое прошлое. Отыскивая там что-то похожее, я как будто освобождаюсь. Также у меня есть роль, которую мое «я» выталкивает,никак не хочет с ней сливаться. Такой тип человека, который я играю, в жизни мне нериятен. Но, будучи актрисой, мне пришлось ее для себя оправдать. В результате разбора роли я освободилась от собственного комплекса, и я научилась контактировать с похожими людьми в жизни. Прекрасная Ядвига (спектакль «Враги: история любви») связала меня с моими польскими корнями. Мне было так легко репетировать, казалось, моя героиня сама пришла ко мне с распростертыми объятьями, обняла. Я еще подумала тогда — «боже, бывает же такое». У нас взаимная любовь, и я отдыхаю, когда нахожусь в ней.

Какую роль Вы не возьметесь играть. У Вас есть табу?

Чтобы сказать твердое «нет», сначала такую роль надо получить. Пока со мной, слава богу, такого не было.

Вы переживаете, когда вас критикуют?

Я не читаю. Мне достаточно того, что я сама себя уничтожу, растопчу, разрежу на части, выкину на помойку. А когда мне зааплодируют и скажут «да
точно мы тебе говорим «хлоп-хлоп», я еще какое то время буду говорить «Ну не может быть». Во время работы над спектаклем «Время женщин» эта моя черта особенно проявилась. Я себя буквально искалечила, разрезала свою душу. Мне казалось,у меня ничего не получается,особенно роль Софьи. Она, как маленький обиженный ребенок, забилась в угол и до последнего не показывала свое лицо. Я была просто уверена, что никто не будет смотреть этот спектакль, никому не нужно вникать в чье-то прошлое, а потом вспоминать свое. Когда мой сын с подругой оказались в зале, а в антракте им захотелось позвонить своим бабушкам,я впервые выдохнула. Значит все не зря. И сейчас я вижу, что свободных мест нет, что все чутко реагируют и начинаю расслабляться. Но еще не летаю.

А в «Пигмалионе» Вы летаете?

О нет, все-таки это чужое седло. Много чего мне мешает, но я получаю такой кайф от самого материала, от партнерства со всеми участниками
спектакля,особенно с Сергеем Маковецким,что готова на все. Эту роль я мечтала играть всегда. Была уверена — это мое.

Как Вы относитесь к своей популярности?

Я о ней не знаю. Может быть, если бы я так много не работала, я начала бы думать. Еще бы умерла от чувства собственной значимости.

Кажется, вся Ваша жизнь — работа. Как выглядит Ваш выходной день?

Какой хороший вопрос, я пока только мечтаю о таком дне. Я давно поняла, что для меня отдых означает возможность уехать из Москвы. Даже недалеко, к примеру, в любимый Санкт-Петербург. Если я меняю картинки, я переключаюсь и набираюсь сил.

В театр, кино, на выставки у Вас получается выбираться?

Конечно! Я люблю ходить в театр и кино. Из последних ярких впечатлений «Фауст» Сокурова. Я, может быть, и половины не поняла из того, что он
хотел сказать, но это не важно. Это настолько здорово снято. Я погрузилась в другой мир и расстроилась, когда фильм закончился. Это редко бывает. В театре последний раз была в Театре Наций на «Фрекен Жюли»,в МХТ на «Мастере и Маргариту» и, конечно, на нашей «Анархии». Раздвинуть бы сутки чтобы все успеть посмотреть.

Алена Бабенко родилась в Кемерово, училась на факультете прикладной математики и кибернетики Томского университета, поступала в Школу-студию МХАТ к Олегу Табакову, окончила ВГИК (курс Анатолия Ромашина). На экране дебютировала ролью в сериале «Каменская». В 2004 году снялась в фильме «Водитель для Веры» — и проснулась знаменитой. С 2008 года в труппе театра «Современник», где играет в спектаклях «Три сестры», «Бог резни», «Пигмалион», «Время женщин», «Враги: история любви»


«Осенняя соната» (Höstsonaten, 1978). В этом фильме, снятом Ингмаром Бергманом по собственному сценарию, Ингрид Бергман и Лив Ульман играют мать и дочь, которые не виделись много лет. Мать, знаменитая пианистка, занималась своим искусством и не желала знать детей. Ее старшая дочь за это время успела похоронить сына, разочароваться в браке и взять на свое попечение душевно-больную сестру, которую мать сдала в лечебницу. Встретившись после долгой разлуки, женщины наконец получают возможность предъявить друг другу «перечень взаимных болей, бед и обид».

первое фото предоставлено журналом «ОК»
автор второго фото (на нем: Алена Бабенко и Марина Нееелова) — Никита Бабенко