Геннадий Хазанов и Олег Басилашвили показывают класс.

Комедия «Ужин с дураком»  пользуется всенародной популярностью не только у зрителя, но и у критиков. Что ж, вполне заслуженно. Во-первых, пьеса была написана специально для театра Леонида Трушкина Франсисом Вебером. Тем самым драматургом, который придумал «Папаш», «Блондина в черном ботинке» и прочих бесконечно любимых персонажей французских комедий. Во-вторых, разыгрывают ее блистательные актерская команда во главе с Геннадием Хазановым и Олегом Басилашвили.

Беда с дураками понятна российскому зрителю так же, как и беда с дорогами. Поэтому интерес к поднятой теме гарантирован. Тем более, что дураки на французский манер — люди милые, добрые и чудаковатые. Они всегда готовы прийти на помощь и... все испортить. На них смотришь непременно с сочувствием, жалеешь. В этом заключается особый смысл этой комедии — зритель не только смеется, он учится входить в положение другого и сопереживать.

Однако никакого навязчивого морализаторства. Хазанов играет своего Франуса Пиньона  с такой страстью и изяществом, что все сомнения — может ли быть эстрадный артист драматическим актером — отпадают сами собой. Хазанову определенно удается характер, типаж. Его Франсуа  —  классический «Пьер Ришар», неуклюжий простачок, невинный архитектор спичечных конструкций, большой ребенок, искренняя в каждом движении «жертва обстоятельств». Где бы он ни появился, все и у всех валится из рук. Нелепые ситуации превращаются в почти трагические, а окружающие «умники» вдруг осознают себя ничуть не лучше Франсуа.

Главный шутник в этой истории — герой Олега Басилашвили Пьер Брошан — богатый и пресыщенный жизнью издатель. Его любимое  развлечение — приводить на дружеский ужин  дураков, потешаться над ними, а потом со смехом смаковать подробности. Но после его встречи с Пиньоном в дураках остается он сам. Вся его эксцентричность и блажь исчезают сама собой, и маниакальному коллекционированию «не таких умных» приходит конец.

Этот прыжок от циничной насмешки к искреннему сочувствию и симпатии  мог получиться только у такого корифея сцены как Басилашвили. Резкая метаморфозу легко сыграть штампами, но актер  легко их избегает. Его герою веришь точно так же, как и Пиньону.  По сюжету именно «дурак» становится случайным гостем Брошана, сраженного радикулитом и отменившего ужин. В этот же вечер от нашего издателя уходит жена, а вместо нее заявлетяс налоговый инспектор. Классическая комедия положений развивается стремительно — Пиньон старается помочь, в результате жена Брошана, любовница Брошана, бывший любовник жены Брошана  и сам Брошан практически сходят с ума.

Зрелищности этой семейной катастрофе добавляет замечательная сценография и удачное музыкальное решение. Все происходит в роскошной гостиной Брошана — с красными обоями и картинами в золоченых рамах. На таком фоне Пиньон смотрится еще умилительнее.

Шумная круговерть так и несостоявшегося в итоге ужина  вызывает редкую сейчас добрую улыбку. Смешное и грустное одновременно — что может быть заманчивее такого союза? Удачная команда, удачная пьеса, удачный спектакль. Смотреть стоит непременно.