«Ваш Досуг» продолжает рассказ о спектаклях — номинантах будущей «Золотой маски», которые можно увидеть уже сейчас.

«Пять вечеров»

Постановщик пьес Ивана Вырыпаева, известный «новодрамовец», недавно удививший Москву необычной версией пушкинских «Маленьких трагедий», Виктор Рыжаков прошлой весной выпустил пьесу Александра Володина. Этот спектакль можно считать ребрендингом знаменитого сюжета о любви, разлуке и случайной встрече после войны. Она пережила блокаду и давно утратила надежду на счастье, он побывал в штрафбате и оттрубил в лагере — в чем страшно стыдится сознаться. Ее очень здорово играет Поли- на Агуреева, его — Игорь Гордин. Хотя в этом спектакле хороши все: и недавняя дебютантка Яна Гладких, и актриса Малого театра Евгения Дмитриева, и Алексей Колубков, и Артем Цуканов. Лейтмотивом действия стала торжественная и надрывная песня «Валенки», которая не мешает исполнителям существовать во вполне современном ритме. Вообще «Пять вечеров» — очень хороший вариант, чтобы без лишних соплей и патоки рассказать тинейджерам о нашем недавнем прошлом.

«Враги. История любви»

«Мне знакомо твое лицо, где мы могли видеться: Треблинка, Освенцим?..» Роман нобелевского лауреатаИсаака Башевиса-Зингера напоминает сборник горьких философских притч, иллюстрациями к которому служат судьбы его персонажей. «Если время представляет категорию разума, то прошлое живо, как и настоящее: Каин продолжает убивать Авеля, евреев сжигают в Освенциме, а сам я все еще прячусь в стоге сена», — размышляет герой «Врагов» Герман Бродер, отлично сыгранный Сергеем Юшкевичем. Спустя десять лет после войны холокост аукается в сознании героев Зингера манией преследования, мыслями о суициде и утратой веры в Бога, о котором героиня даже спрашивает, не нацист ли Он. Эти жутковатые парадоксы Зингеру удается сочетать с мелодраматическим сюжетом — лихости интриги позавидовали б

ы голливудские сценаристы. Евгению Арье и Рои Хэну, переложившим роман для сцены, удалось сохранить баланс между мелодрамой и философией, а быстрая смена сцен придает действию такой динамизм, что спектакль смотрится почти как детектив: не читавший роман русский зритель безуспешно пытается просчитать следующий поворот сюжета. Изломанная любовница героя Маша (Чулпан Хаматова) и малограмотная жена Ядвига (Алена Бабенко) одновременно беременеют, а Герман вновь соблазняет бывшую жену, чудом уцелевшую во время расстрела. С этим кок-тейлем из любви и смерти актеры «Современника» и примкнувшая к ним Евгения Симонова справляются почти безупречно — они остроумны и неслезливы.

«Констинтин Райкин. Вечер с Достоевским»

К 60-летию Константина Райкина Валерий Фокин выпустил новую версию моноспектакля, который тридцать лет назад, в годы совместной работы в «Современнике», принес им славу экспериментаторов. Тогда работа, основанная на «Записках из подполья» Достоевского, называлась «И пойду... и пойду...». Сегодня Райкин появляется на сцене в современном костюме и с букетом цветов. Самое потрясающее в спектакле —наблюдать за его постепенным перевоплощением в Подпольного человека Достоевского. Рекомендуется всем любителям суперпрофессиональной актерской игры и отточенной до мелочей, посмодернистски-ироничной режиссуры Валерия Фокина.

«Зажги мой огонь»

Напоследок — спектакль, претендующий на «Маску» в номинации «Новация». Самый близкий родственник феерически талантливой пародии, придуманной драматургом Сашей Денисовой и поставленной Юрием Муравицким — короткие новеллы Даниила Хармса. Однажды папа Джима Моррисона, советский адмирал-орденоносец, пришел в свою малогабаритную «хрущебу», не купив картошки, а ведь мама Джима как раз варила щи... Действие состоит из 23 этюдов, в которых шестеро актеров, изображающих культовых рок-персонажей — Дженис Джоплин, Джима Моррисона и Джими Хендрикса, то и дело меняются ролями. Вместо исповедальных монологов героев они читают по школьной тетрадке собственные исповеди. Получается смешно. Очень смешно. До слез. Особенно, когда Алексей Юдников в роли Джима, дающего интервью программе «Утро», рассказывает о том, как мучительно пытался стать артистом. Или когда он, Арина Марукулина (Дженис Джоплин) и Ильяс Тамеев (Хендрикс) играют в «камень, ножницы, бумага»: кто проиграет, тот умрет первым.