Павел Сафонов выпускает в Театре на Малой Бронной новую версию мольеровского «Тартюфа».

Успешный актер Вахтанговского театра, лет десять назад увлекшийся режиссурой, Павел Сафонов имеет репутацию «неровного» режиссера – то есть успех в его биографии соседствует с разочарованием. Зато замечено: проторенных троп в искусстве этот режиссер не любит. Сюжет «Тартюфа» Сафонов считает актуальным во все времена. «Тартюф» – то, что было, и что всегда будет», – говорит он. Напомним, что речь идет о благочестивом и небедном французском семействе, с которым стряслась беда: хозяин дома Оргон... влюбился в нищего пройдоху, строящего из себя праведника. Да так влюбился, что перестал интересоваться делами домочадцев, если только они не связаны с обожаемым Тартюфом. У красавицы-жены мигрень, надо позвать доктора. «А как Тартюф?» – беспокоится Оргон. Дочь влюблена в жениха и мечтает идти с ним под венец. «А что Тартюф?» – спрашивает Оргон, решая расстроить свадьбу и выдать дочь за старого Тартюфа, уж очень ему хочется породниться с «праведником».

А теперь представьте, что вся эта история написана блестящим языком Мольера, на комедиях которого не смеются разве что мертвые. Тартюфа
сыг рает Виктор Сухоруков, признающий, что впервые в жизни попробовал себя в роли соблазнителя: в качестве платы за гостеприимство Тартюф пытается наставить Оргону рога. Его партнершу, жену Оргона, сыграет Ольга Ломоносова. А выглядеть это «соблазнение» будет жутковато – в духе лучших сцен Сухорукова в фильмах Балабанова. Достоин описания и другой дуэт – наивный силач Оргон (Александр Самойленко) и горластая служанка Дорина (Агриппина Стеклова). Сценограф спектакля Николай Симонов соорудит на сцене двухэтажный деревянный дом, в котором царят тревога и неустроенность – лампочки без абажуров, сквозняк гуляет. В этом доме Дорина изо всех сил пытается сохранить хотя бы видимость порядка, а хозяин только и думает о том, как подарить его Тартюфу.

Художница по костюмам Евгения Панфилова нарядит персонажей в черно-белые одежды, скроенные так, чтобы едва заметно искажать пропорции. От этого все будут слегка напоминать марионеток, которыми управляет кто-то невидимый. Добавьте сюда вкрадчивый и глумливый марш, написанный литовцем Фаустасом Латенасом, и получится густого замеса трагифарс о том, как один чудак пытался найти духовную опору, а в итоге чуть не пустил семью по миру. Финал спектакля будет отличаться от мольеровского. Впрочем, последние прогоны еще продолжаются, так что все может измениться.