Пока музыкальная жизнь столицы рассредточилась по фестивалям «на любителя», самое время без суеты подготовиться к началу сезона.


Сцена из оперы «Возвышение и падение города Махагони»

Подготовиться к сезону просто необходимо: пока кликуши поют о вымирании меломанов, некоторые абонементы Московской филармонии уже раскуплены — а ведь сезон еще не начался. В этом свете событие грядущего сентября и вовсе из разряда дефицитных. В кои веки приезжает мадридский оперный театр «Реал».

Сюжет этот особенный, и журнал «Ваш досуг» напомнит о нем ближе к делу — вот только с билетами тогда будет xудо. Во главе флагмана оперного театра Испании в Москву приезжает легендарный Жерар Мортье, превративший оперу в провокативный жанр. Ну и показывать он будет не райские кущи традиционно толкованного Верди, а спектакль-бомбу «Возвышение и падение города Махагони» Курта Вайля по либретто Бертольда Брехта. Почти три часа сценического времени обещают и ликбез, и бездну эмоций. Несмотря на то, что легендарные зонги будут исполнять не на родном немецком (английский текст Майкла Фейнгольда).

Эта премьера театра «Реал» прошлого сезона была восторженно принята испанской прессой. Сатира Вайля и Брехта стала первым проектом Мортье на посту художественного руководителя этого театра, а в России она никогда не ставилась. То есть ценность гастролей удваивается, а в свете курса Большого на восстановление лакун в сфере оперного авангарда это и вовсе прекрасный выбор. Проницательный Мортье сделал дополнительный ход — пригласил дирижировать тремя гастрольными спектаклями , распоряжавшегося оркестром на премьере в Испании, а прежде с блеском вытянувшего мало знакомого русской публике «Воццека» Берга в постановке Большого театра. В измышленном городе Махагони главным мерилом человеческого достоинства считаются деньги, а главным пороком — их отсутствие. Почти век, мелькнувший со времен создания оперы, мало что изменил в этой расстановке приоритетов, потому сюжет актуален и сегодня.

Словом, любители оперы получат королевский подарок. А Большой театр убьет нескольких зайцев: отметится в культурной программе Года Испании в России, подрастит себе готового к авангарду ХХ века зрителя и даст хороший «затакт» сезону.

Большой театр, 6,8,10 сентября, 19.00