В Театре Геннадия Чихачева поставили мюзикл-притчу по роману Чингиза Айтматова «Плаха» на музыку Александра Кулыгина в стихи Льва Яковлева.


Сцена из спектакля «Плаха». Иисус Константин Скрипалев

Есть такие люди, которые всегда идут против течения. Когда все нормальные граждане тихо плавятся на солнце, театр Чихачева вовсю работает и даже выпускает премьеры. И не что-нибудь по-летнему веселое и легкомысленное, а мюзикл по серьезному, философскому роману Чингиза Айтматова «Плаха».

Многим само это словосочетание покажется диким. Мюзикл у нас принято считать жанром исключительно увеселительным. Но это не так. На Западе мюзиклы часто ставят по мотивам самых серьезных произведений — взять тех же «Отверженных» по роману Гюго. Театр Чихачева один из немногих в России эту традицию поддерживает: тут идут навзрыд трагические «Униженные и оскорбленные», «Анна Каренина», «Бесприданница». Но классика — она ко двору в любое время. А вот прогремевшая в перестроечные годы и потом забытая «Плаха» Айтматова — выбор очень странный и рискованный. Ну кому сейчас интересна история молодого семинариста, который пытается перевоспитать браконьеров и собирателей анаши и повторяет в далеких Моюнкумских степях крестный путь Христа? Не кроется ли тут подвох? Но нет, Геннадий Чихачев не склонен к ерничеству. Он ставит спектакль об испытании веры на голубом глазу. И этот вопиюще несовременный максимализм даже вызывает уважение.

Тем более что воплощать свои грандиозные замыслы режиссеру приходится на крохотной площадке, где актеры чуть не наступают на ноги зрителям. Тем не менее размах постановки впечатляет. Тут и живой оркестр, и перекрывающие ползала фанастические декорации, и дизайнерские костюмы, и даже настоящий мотоцикл. На сцене появляется то восточный базар, то шумная вокзальная толпа, то дворец сумрачного Понтия Пилата.

Понятно, что постановка не избежала огрехов. Кажется, евангельская тема в жанре мюзикла давно закрыта сэром Эндрю Ллойдом Уэббером и его рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда». И на этом фоне чихачевский диалог Пилата с Христом выглядит довольно бледно. Высокодуховные гимны о душе и любви режиссер в лоб монтирует с городскими сценами, изображающими разгул неправедной жизни. Тут на каждом шагу перлы типа «в руках косяк, в башке дурман» или «если нет бабла, не гони волну». Но что в спектакле удалось, так это линия волчонка, который, несмотря на запреты родителей, подружился с человеком и заплатил за это жизнью. Фауна степи представлена тут во всем многообразии: здесь и живописные волки в драных свитерах, и грациозные антилопы в облегающем джерси, и еще какие-то мелкие пищащие существа, видимо — суслики. Весь этот звериный мир актеры представляют с энтузиазмом истинных тюзовцев, так что бедным животным сочувствуешь куда больше, чем неуклюжим двуногим.

Театр п/р Чихачева, 3-4 августа, 19:00