Вадим Самохин
20 апреля 2011

«Сказки Гофмана»: странная опера

Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» — редкая гостья на российской театральной сцене. Этот «музыкальный деликатес» москвичи увидят уже в мае. Спектакль тянет на сенсацию: три заглавных женских партии исполнит оперная примадонна Хибла Герзмава.


Для своей единственной «серьезной» оперы король французской оперетты Жак Оффенбах, наводнивший Европу лучезарной музыкой, выбрал сложную, если не сказать сюрреалистическую историю. В центре повествования — знаменитый немецкий сказочник Эрнест Теодор Амадей Гофман. Его реальная судьба, плюс три самых зловещих новеллы — «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель» — и легли в основу сюжета. Получилось странное зрелище — романтическое и гротескное. Главный герой (собственно Гофман) — на грани безумия. Он мечется между реальным миром и иллюзорным. Больное воображение рождает «химеры»: механическая кукла, танцующая эротический вальс, зеркало, которое похищает душу, говорящая картина...

Надо сказать, кошмары мучили Гофмана и в реальности. И ночью, и днем. Ночью призраков отгоняла жена, а днем спасало вино, которое он потягивал бутылку за бутылкой в берлинском погребке Люттера и Вегнера. Но ни жена, ни призраки не мешали Гофману влюбляться. Любовь, по сути, и была его главным кошмаром.

Преступное влечение

Талантливый писатель, он был еще и музыкантом, сочинявшим под псевдонимом Иоганн Крейслер. Самые бурные романы Гофмана — с несовершеннолетними ученицами — начинались во время уроков, которые он давал девушкам.

Последней его любовью стала молоденькая певица Иоганна Эунике. Возможно, поэтому в «Сказках» главный женский персонаж — оперная примадонна Стелла. Безнадежно влюбленный (и в стельку пьяный) герой рассказывает другу о прежних любовных похождениях. До Стеллы у него было три любовницы. И все — со странностями. Первая — Олимпия — оказалась механической куклой. Второй, талантливой певице Антонии, запрещали петь, иначе она умрет. А третья — куртизанка Джульетта — украла отражение Гофмана.

Ужас в театре

«Сказкам» как-то сразу не повезло. Сначала умер Оффенбах, так и не закончив сочинение. Потом дописывавший оперу композитор Эрнест Гиро не успел к премьере в парижской Опере Комик, и директор театра «выбросил» весь третий акт. А в 1881 году «Сказки» превратились в настоящий триллер: во время представления в Вене начался пожар, и театр сгорел вместе со зрителями. После этого об опере стали поговаривать как о приносящей несчастье, и какой-то период не находилось желающих ставить «Сказки».

Впрочем, и для исполнителей «Сказки» — совсем не подарок. Вокальные партии настолько сложны, что порой кажется — это «сложность ради сложности»: изысканные фиоритуры, невероятные пассажи, интервальные скачки. По мистическому флеру фантастическая опера Оффенбаха сродни «Фантасти-ческой симфонии» Берлиоза. Но хотя в центре внимания «сумрачный германский гений», здесь нет-нет да и вылезут французские «ушки»: то вдруг послышится парижский городской романс, то почудится опереточная буффонада.

Не уезжайте, оставайтесь

Московская публика впервые увидела «Сказки» в 1885 году. Позже оперу ставили в нескольких петербургских театрах, а после революции о ней напрочь забыли на несколько десятилетий.

МАМТ не равнодушен к Гофману и Оффенбаху. Именно здесь в 1946-м поставили «Сказки Гофмана» (опера называлась «Любовь поэта»). И именно на эту сцену в 1987-м привезли спектакль Свердловского театра, поставленный Александром Тителем. Спектакль имел грандиозный успех. Столичная публика устроила истерическую овацию. Авторов долго не отпускали со сцены, крича: «Не уезжайте, оставай- тесь!» Интрига в том, что над новой постановкой, которую вот-вот представят в МАМТе, работает та самая «свердловская» команда — Александр Титель (режиссер), Евгений Бражник (дирижер) и Валерий Левенталь (художник). А главная изюминка — примадонна . Именитая певица готовится исполнить сразу трех возлюбленных Гофмана: Олимпию, Антонию и Джульетту. Кстати, совсем недавно Хибла удачно выступила в одноименном спектакле нью-йоркской Метрополитен-опера. Петь сразу три главных женских партии — высший оперный пилотаж, как тройное сальто. Тем интереснее будет смотреть и слушать.

Отзывы о ««Сказки Гофмана»: странная опера»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 21 ноя | Современник, драма Вт, 21 ноя

Ремейк легендарного спектакля о любви.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 19 ноя | Школа современной пьесы, драма Вс, 19 ноя

Гришковец в роли бармена разговаривает по душам со звездами театра.

Премьера

Вт, 21 ноя | Et Cetera, драма Вт, 21 ноя

Режиссерская версия гоголевской пьесы с Калягиным в роли Хлестакова.

Чт, 23 ноя | Мастерская Петра Фоменко, драма Чт, 23 ноя

Светлый спектакль фоменок по рассказам Юрия Казакова.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Премьера

Ср, 22 ноя | Театр им. Евг. Вахтангова (Симоновская сцена), драма Ср, 22 ноя

Яркий спектакль Андрея Максимова о судьбе Екатерины Великой.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Выбрали для вас комедии с массой отличных шуток и звездами в главных ролях.

Театр им. М.Н. Ермоловой, драма

Осовремененный Вампилов и Иван Янковский в роли Зилова.