Михайловский театр привозит на фестиваль «Золотая маска» оперу «Иудейка» Жака Галеви. История пятисотлетней давности опрокинута во времена холокоста. Это, однако, не лишает музыку французского шарма.


Сцена из оперы «Иудейка»

Идею поставить оперу Галеви надо признать отличной. Образец французского «большого стиля», она нелегка на подъем, да еще несет целый шлейф отягчающих обстоятельств. Первое — крайне цветистое либретто Эжена Скриба («Стакан воды»), сплошь состоящее из интриг, предысторий, подробностей, психологических мотивировок и прочих тяжелых для употребления в опере качеств. Второе — пружина сюжета: вечный и проклятый «еврейский вопрос». Неслучайно оперу, всему миру известную как «Жидовка», в Советском Союзе деликатно переименовали в «Дочь кардинала», чтобы не занозила чувствительных. Михайловский театр тому и другому названию предпочел взвешенную «Иудейку». История происходит в католической Швейцарии, где ювелир иудей Елеазар пытается жить в согласии со своими представлениями о мире. Беда в том, что его нормы и правила идут вразрез с общепринятыми в то время и в том месте. К тому же сюжет движет большая любовь, построенная на большом обмане, и страшная тайна о происхождении приемной дочери Елеазара. Рахиль оказывается в центре религиозных и судебных войн — несправедливость здесь рифмуется с любовным самопожертвованием. Словом, страсти нешуточные.

На сцене Михайловского эту историю воплощала интернациональная команда во главе с французом Арно Бернаром. Она решена в привычном европейском стиле, подразумевающем, что после ХХ века все сюжеты о преследовании евреев должны отдавать холокостом. Потому несколько сцен воздействуют на публику как-то не по-оперному, а по-другому, скорее взбадривают социально — например, та, где людей в одежде с нашитой на нее желтой звездой Давида заставляют на коленях мыть мостовую. Репрессивные силы упакованы не в католические мантии, а в фашистский лак, делая ассоциацию совсем прозрачной. Еще до премьеры вокруг постановки разгорелись нешуточные страсти: можно ли подавать фашизм в качестве «декоративного элемента»?

Много ролей, много партий разной степени сложности и много характеров разной достоверности. К тому же Михайловский, уже не раз делавший ставку не только на приглашенных постановщиков, но и на приглашенные голоса («Любовный напиток», «Сельская честь»), и сейчас не поскупился, пригласив прославившегося именно в партии Елеазара американца Нила Шикоффа. В результате он — неважно, что актер зарубежный, прецеденты были — номинирован на персональную «Золотую маску».

«Иудейка», хоть ей и не повезло родиться в невероятно урожайный на оперу год, когда в конкурсной программе постановке придется, кроме прочего, конкурировать с «Воццеком» Большого и «Женщиной без тени» и «Троянцами» Мариинского, имеет шанс получить и свою «Маску» — как лучший оперный спектакль сезона.