В конце марта 2011 года Москву ждет фестиваль «Золотая маска». Однако самые нетерпеливые могут начать знакомится с его номинантами уже сейчас. Журнал «Ваш Досуг» выбрал 5 спектаклей из декабрьской афиши.


Сцена из спектакля «Бесстрашный барин»

«Бесстрашный барин»

Молодежный театр, то есть РАМТ, представлен в афише «Маски» не только взрослой «Ничьей», но и спектаклями режиссеров-дебютантов, участников проекта «Молодые режиссеры — детям». Все они — недавние выпускники курса Сергея Женовача в РАТИ. «Бесстрашный барин» — постановка Марфы Горвиц-Назаровой по сказке «русского Гримма» Александра Афанасьева. Этот талантливо придуманный и виртуозно сыгранный спектакль — самый подходящий вариант для семейного просмотра. Единственное, что стоит помнить: в сказке Афанасьева вовсю орудуют ожившие мертвецы, висельники и болотные упыри — артисты РАМТа играют их с большим юмором, но детей до 6 лет лучше не брать, могут испугаться. Недаром даже жанр спектакля на сайте театра обозначили как «очень страшная сказка на ночь». Кстати, места за 500 рублей представляют собой подушки, лежащие на полу. Предполагается, что на них смогут сидеть дети.

11 декабря, 16.30, 12 декабря, 15.30, РАМТ, Театральная пл., 2, (495) 692 0069

«Дядя Ваня»

Есть подозрение, что Римас Туминас — худрук Театра им. Евг. Вахтангова — поставил лучшего «Дядю Ваню» за всю историю существования пьесы. Так что если вы еще не видели спектакля, очень рекомендуем его посмотреть. Персонажи Чехова у вахтанговцев вышли абсолютно живыми, сегодняшними людьми. Спортсмен и красавец, спившийся от непосильной работы, — доктор Астров (Владимир Вдовиченков). Красотка, ставшая ведьмой из-за эгоиста мужа, — Елена Андреевна (Анна Дубровская). Искусствовед, мало понимающий в искусстве, — Серебряков (Владимир Симонов). Добряк и романтик, вдруг обнаруживший, что у него нет ни семьи, ни дома, ни денег, — дядя Ваня (Сергей Маковецкий). Короче, вполне вероятно, что часть зрителей узнает в героях самих себя. На «Маску» вполне заслуженно претендуют и Туминас, и Маковецкий, и Симонов, и автор сценографии спектакля знаменитый литовский художник Адомас Яцовскис.

14 декабря, 19.00, Театр им. Евг. Вахтангова, ул. Арбат, 26, (499) 241 1679


Дона Анна — Галина Тюнина, Дон Гуан — Кирилл Пирогов

«Триптих»

Редкий фестиваль обходится без участия «Мастерской Фоменко» — самого знаменитого сегодня российского театрального бренда. «Масок» у них столько, что можно увешать сцену — вместо декораций. Но почивать на лаврах Петр Фоменко не желает и проторенными тропами не ходит. Свой «Триптих» — по пушкинским «Графу
Нулину», «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста» — он поставил в театральном фойе, чтобы окончательно обжить каждый уголок нового здания. Действие «Графа Нулина» начинается в тесном закутке — так что чуть было не случившийся адюльтер уездной чаровницы Натальи Павловны (Галина Тюнина) с проезжим графом Нулиным
(Карэн Бадалов) происходит прямо перед носом зрителей. Дальше реалистический театр кончается, а в пространстве театра, точно по Булгакову, открывается новоеизмерение. «Каменного гостя» играют уже в верхнем фойе — оно по мере надобности превращается то в мадридскую площадь, то в гулкий храм. В общем, даже если вы знаете Пушкина наизусть и давно выучили все приемы «фоменок», все равно получите удовольствие — от изумительно красивых мизансцен (вроде Гретхен—Галины Тюниной, застывшей на каком-то вселенском ветру) и остроумных проделок Лауры (Мадлен Джабраилова). Поклонники Кирилла Пирогова и просто ценители актерской игры тоже получат свое: такого романтичного Дон Гуана и Фауста больше не найти нигде в Москве.

14, 16, 20 декабря, 19.00, «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена, наб. Тараса Шевченко, 29, (499) 249 1921


Сцена из спектакля «Ничья длится мгновение»

«Ничья длится мгновение»

Сказать что-то новое о холокосте после «Списка Шиндлера» или «Пианиста», да еще не впасть в сантименты — дело трудное. Миндаугасу Карбаускису это удалось. Спектакль по роману Ицхокаса Мераса, описавшего жизнь и смерть обитателей вильнюсского гетто, выстроен как детектив. Сюжет вроде бы прост: 17-летний парень играет в шахматы с комендантом. Если выиграет — погибнет, но спасет обитателей лагеря, если проиграет — наоборот. Спектакль сделан так, что ошалевший поначалу зритель оказывается внутри гетто и постепенно становится на позицию героев: смерть неизбежна, и потому не важно, как умирать. Важно не сделать так, как хочет комендант, — не вступить в сделку со злом. К слову, звезда сериалов Нелли Уварова играет здесь сразу три роли.

15 декабря, 19.00, РАМТ , Театральная пл., 2, (495) 692 0069

«Медея»

Кама Гинкас по-новому взглянул на античный миф. Медея (Екатерина Карпушина) мечется среди античных руин, взывая к богам стихами Бродского, помешивая на плите ужин и укачивая двух малюток. Этот нестерпимый накал страстей и бытовая неустроенность вконец утомили Ясона (Игорь Гордин), таскающегося с полными пакетами из супермаркета. Он решил уйти от возвышенной Медеи к обычной земной женщине, хоть и царице. Что ж, у каждого своя правда. Кама Гинкас дает высказаться обеим сторонам: и «М», и «Ж». Интересно, на чьей окажетесь вы?

17 декабря, 19.00, МТЮЗ, Мамоновский пер., 10, (495) 699 5360