Театр мюзиклов Стаса Намина празднует юбилей и проводит фестиваль премьер. Журнал «Ваш Досуг» побеседовал с его бессменным руководителем о современном театре и искусстве вообще.


Стас Намин

Вы создали множество самых разных проектов: Первый российский театр мюзикла, группу «Цветы», первую частную фирму грамзаписи SNS Records и радиостанцию SNC, мужской журнал «Стас», Фестиваль воздушных шаров на Красной площади, Международный рок-фестиваль на стадионе в Лужниках и многое другое. Вы человек настроения: пропадает интерес — сразу переключаетесь на другое?
В 90-х я разделил для себя творчество и бизнес. То, что делаю для души, и то, чем зарабатываю на хлеб насущный. Раньше палитра моих увлечений была слишком широкой, я занимался не только личным творчеством, но и самыми разными проектами. Вспомните, например, Radio SNC — я выстроил концепцию радиостанции — формат, которого в мире нет, и он оказался интересен слушателям. В путч к нам ворвались автоматчики и остановили прямой эфир, а затем власти отобрали у нас частоты. Я должен был бороться за них? Мне было важно, что проект состоялся и доказал свою жизнеспособность. А что с ним будет дальше, это другой вопрос, не связанный впрямую с моими амбициями. Я в принципе не дерусь за выживание своих проектов, поэтому некоторые из них не живут вечно. А творчество, которое зависит от меня лично, никуда не исчезает и не меняется: музыка, театр, фотография мне тоже в кайф.

На воздушных шарах по-прежнему летаете?
Иногда летаю. Но к творчеству это не имеет отношения. Это, как и мои путешествия и экспедиции, с трудом вклинивается в сумасшедший творческий график.


Сцена из мюзикла «Потрет Дориана Грея»

Вашему театру исполняется 10 лет. Как будете праздновать?
Мы встретили свой юбилей ударным трудом и выпустили шесть новых мюзиклов. Во-первых, у нас состоится мировая премьера американского мюзикла «Портрет Дориана Грея» — современный композитор Рэнди Баузер положил на музыку сюжет Оскара Уайльда. Также впервые на театральной сцене — мюзикл для детей «Алиса в Стране чудес» Владимира Высоцкого: в 1976 году на пластинке был выпущен аудиоспектакль, но на театральной сцене он прежде не ставился. «Три мушкетера» Максима Дунаевского — занимательное шоу для всей семьи на основе фильма, ставшего классикой. Мюзикл «Уроки «Битлз», как следует из названия, создан по мотивам творчества ливерпульской четверки. Романтический мюзикл «Снежная королева» я написал на сюжет Евгения Шварца, а Катя Рыжикова поставила новый перформанс «Тайные знаки» — спектакль, который в нашей афише определен как «психоделический эпос с элементами мистики и шаманизма». Все эти премьеры, разумеется, не отменяют старых любимых публикой спектаклей: «Волосы», «Иисус Христос — суперзвезда». Мы ведь не антреприза.


Сцена из мюзикла «Снежная королева»

Как вы считаете, почему антрепризные мюзиклы быстро сходят со сцены?
Мне кажется, потому, что их продюсеры пытаются подражать бродвейским шоу, а в России это себя не оправдывает. Мы в нашем театре культивируем стиль драматических мюзиклов: упор делается не на дорогие декорации и другие формальные внешние эффекты, а на игру актеров, вокал, режиссерский замысел. Мы ставим мюзиклы не водевильно-развлекательного типа, а стараемся вложить содержание, которое трогает зрителя и заставляет его сопереживать.


Сцена из мюзикла «Алиса в стране чудес»

Если бы у вас была возможность заказать мюзикл у любого известного композитора, кого бы вы выбрали?
Все, кто приходит в голову, уже умерли: Моцарт, Шостакович, Шнитке, Леннон, Фрэнк Заппа.

Современные композиторы не пишут ничего интересного? Или все-таки есть постановки, которые лично вы считаете удачными?
Я не хожу на мюзиклы в России. Смотрю их в Лондоне, Нью-Йорке и Лос- Анджелесе. Если бы мы сейчас с вами оказались на Бродвее, я бы посоветовал вам посмотреть и «Короля Льва», и «Волосы», и Wicked. Все это сделано очень профессионально и интересно.

А куда идти, если мы не на Бродвее, а в Москве?
На спектакли «Мастерской Петра Фоменко». Это, по моему мнению, самый лучший драматический театр в России. Мне нравятся эксперименты Эдика Боякова в театре «Практика». Конечно, Полунин, театр «Дерево» Антона Адасинского, симпатичный Евгений Гришковец. Удачные постановки есть в разных театрах. «Практика» активно работает с молодыми драматургами.

А ваш театр заинтересован в пьесах новых авторов?
У нас хватает идей: года на 3 как минимум. С такой потрясающей труппой, как у нас — 20 мальчиков и 20 девочек, которые великолепно поют, танцуют и играют, можно ставить все что угодно.

Как считаете, кто из известных актеров и певцов, никогда не работавших в мюзикле, будет отлично смотреться в этом жанре?
Эстрада точно не подходит. Ее артисты мыслят примитивно. Они не смогут выстроить драматический образ. Непрофессионалу видно, что они неискренни в своих песнях.

То есть Анастасия Стоцкая, которая играет в мюзикле «Зорро», мыслит примитивно?
Не знаю, кто такая Стоцкая. Я вообще нашу эстраду не знаю и не люблю.

За что?
Как за что? За глупость, пошлость и примитив. Извините, если кого обидел.

В свое время вы создали одну из первых частных галерей. Сейчас следите за актуальным искусством?
Слежу. Иногда и самому хочется похулиганить — ведь актуальное искусство, по сути, хулиганство. Оно построено на технологиях, которые позволяют даже дилетантам создавать что-то «концептуальное».

Михаил Шемякин рассказывал, как однажды шел мимо нью-йоркской галереи, заглянул в окно, а там стоит мешок с мусором. Он задумался: «Это и впрямь мусор, который не вынесли, или это шедевр?» Мешок с мусором и есть актуальное искусство.

Однако вы приводите примеры, которые провоцируют на стеб в ад рес концептуального искусства. Есть же и другие работы, довольно изящные.

Возвращаясь к мюзиклам: недавно ваш театр представил спектакль «Портрет Дориана Грея». А вы бы отдали душу за вечную красоту и молодость?
Чтобы продать душу, надо не верить в Бога. А со мной другая история: я не верю, а знаю: он есть!