Большой театр возрождает «Светлый ручей» – балет Шостаковича, запрещенный Сталиным. У   этого балета трагикомическая история. Третий балет Дмитрия Шостаковича оказался последним. За предыдущие два – «Золотой век» и «Болт» – композитор получил столько критических плюх, что решил рискнуть в последний раз. И написал танцевальную музыку, в которой, по его собственным словам, наличествовало три пласта: пародийно-сатирический, советско-оптимистический и лирический.

Первый хореограф «Светлого ручья» талантливый Федор Лопухов тоже имел массу выговоров за постановку балетов «на современные темы». Но упрямого Федора Васильевича неудачи не останавливали. Он всерьез носился с идеей скрестить формы классического танца с новым революционным балетным содержанием. Вместе со сценаристом Андрианом Пиотровским Лопухов сочинил либретто о зажиточном кубанском колхозе. В веселом балете царила «советская жизнерадостность», высмеивались «отдельные пережитки прошлого» и воспевался «свободный труд».

Советское рококо

…На праздник урожая в колхоз «Светлый ручей» приезжает бригада артистов из Москвы. Колхозница Зина, когда-то учившаяся балету, узнает в столичной балерине свою подругу по балетной школе. Когда Зинин ухажер, колхозник Петр, начинает флиртовать с гостьей, подруги решают его проучить, параллельно закручивается флирт между другими героями балета, заваривается каша из шуточных недоразумений. В конце концов ситуация проясняется, доярки, комбайнеры и танцовщики мирятся, все дружно танцуют от радости и счастья.

Пресса в массе своей не приняла «Светлый ручей»: у критиков взыграло революционное чутье и на авторов балета посыпались упреки в профанации действительности. Привычка слишком серьезно относиться к «современной теме» не позволила понять, что перед ними не повесть о Родине, а традиционная комедия положений, каких десятками насчитывает мировой театр, а театр балетный тем более. Достаточно вспомнить «Коппелию» или «Тщетную предосторожность». Кроме того, незатейливый сценарий давал возможность развернуть богатый балетный дивертисмент, что Лопухов и сделал. Колхозники у него получили характерные пляски, заезжие артисты – классические па, а пожилые дачники «из проклятого прошлого» – гротескный танец. А что «комсомолка танцевала с улыбкой фарфоровой маркизы», как негодующе писал критик Соллертинский, так это зрителям как раз и нравилось.

Сталин – театральный критик

Балет имел большую популярность в Ленинграде, и его перенесли на сцену Большого театра, где спектакль потерял изрядную толику водевильности и стал ближе к типичной советской пропагандистской комедии. Тут-то и грянул гром. На спектакль пришел Сталин, и, судя по всему, в этот вечер ему было не до шуток. На следующий день в «Правде» появилась разгромная статья «Балетная фальшь». Шостаковича обвинили в плохой музыке («бренчит и ничего не выражает»), Лопухова – в незнании жизни и кукольности персонажей. «Светлый ручей» мигом слетел с афиши и никогда более не ставился.

Возрождение

Теперь балету предстоит второе рождение. В 2003 году к партитуре обратился Алексей Ратманский, автор балетов для Нины Ананиашвили и Мариинского театра, лауреат «Золотой Маски» и признанный во всем мире балетмейстер. На новой сцене Большого театра он ставит свою версию «Светлого ручья», полностью сохранив прежнее либретто. На сцене будет собака, умеющая ездить на велосипеде, марш «оживших» овощей, хоровод ткачих и переодевания в стиле «Свадьбы Фигаро».

Ратманский убеждает, что тотальной иронии по поводу «социалистического реализма» нет и не будет. Но и балетного варианта «Кубанских казаков» – тоже. Будет комедийный оптимистический балет с элементами стеба. А пока танцовщики Большого театра хохочут на репетициях и вникают в непривычные образы. Ведь трактористку так же трудно станцевать, как сильфиду.