В Большом театре возобновляются премьерные показы «Летучей мыши». Оперетта Штрауса — первый случай появления легкого жанра на главной сцене страны.

Сцена из оперетты «Летучая мышь»

Есть такой мудрый завет: надейся на лучшее, а готовься к худшему. На «Летучую мышь» Большой театр возлагал громадные надежды, и когда премьера оказалась не фейерверком, а вполне рядовой постановкой со своими плюсами и минусами, вздох
разочарования раздался со всех сторон. Между тем «Мышь» не так уж плоха, и непредубежденный зритель непременно найдет в ней достоинства. В конце концов, самим фактом появления она обозначила смену курса: прежде главный театр страны не позволял себе «легкомысленный жанр», как бы ни соблазняли его музыкальные качества.

Ожидания подогрел и выбор постановщика модного режиссера Василия Бархатова, что уже справлялся и с крупноформатной оперой на сцене Мариинского, и с комическими одноактовками. Ему предоставили карт-бланш, и режиссер выбрал себе команду. Итогом стали два важных момента. Во-первых, спектакль решили исполнять на языке оригинала немецком с титрами, отчего пропала столь необходимая
оперетте стремительность действа. Во-вторых, сценография заключила «Летучую мышь» в жесткие объятия декораций, очень похожих на шикарные интерьеры «Титаника» в блокбастере Кэмерона. Обитые красным деревом ярусы, иллюминаторы,
хрусталь бокалов отсылали с венского бала оригинала прямиком в морской круиз. Сцену украсил также фонтан с шампанским и обвившаяся вокруг него очередь в дамский туалет.

В итоге интрига «Летучей мыши» о юбочнике-муже и умной жене утонула в масштабах и несуразностях. Громадная масса хора бестолково перемещалась с ярусов к фонтану
и обратно, угощалась с подносов и путалась под ногами главных героев. Постановщики надеялись подкрепить оперетту контекстом, припомнив обреченный шик Вены рубежа XIX– XX веков и снова просчитались. Нужных для воплощения идей не нашлось, а мульки вроде пения в ванной погоды не сделали. К тому же ничем особенным не порадовали музыкальные решения и оркестр, а ведь желание реабилитировать
«несерьезный жанр», восхитив публику Большого именно музыкой, было веским аргументом в пользу премьеры.

Как бы то ни было, посмотреть «Летучую мышь» стоит. Для начала прочитайте либретто, чтобы избавиться от нужды следить за титрами, а потом... Можно сосредоточиться
на исполнителях главных партий, здесь есть что наблюдать. А можно просто подивиться тому, как помпезный стиль Большого театра, который должна была одолеть «Летучая
мышь», с хрустом ее подмял. Упорхнуть от него ей не хватило ни сил, ни легкости.