Большой театр готов показать нам очередную сенсацию — знаменитую оперетту  в постановке молодого режиссера Василия Бархатова. Впервые за всю историю театра тут будет звучать «несерьезная» музыка.

Появление оперетты на сцене Большого может смутить только совсем уж консервативных ревнителей оперного искусства. Да, венская оперетта никогда не шла в главном театре страны, но уже давно входит в репертуар мировых оперных грандов. «Летучую мышь» Иоганна Штрауса ставили нью-йоркский Metropolitan Opera, лондонский Covent Garden, миланский La Scala. Венский филармонический оркестр каждый год утром 1 января играет увертюру из «Летучей мыши» — и это дает старт всему празднику. «Летучая мышь», без преувеличения, сама суть оперетты как жанра. Здесь нет ни слова о политике, ни грамма сатиры, зато в избытке любовь, флирт, искрящееся веселье, добродушный юмор и танцевальные ритмы — чардаш, полька, вальс. Главный герой — неверный муж, который без памяти влюбляется в собственную жену, не узнав ее под маской летучей мыши. Штраус написал оперетту за каких-то шесть недель — на одном дыхании. Сегодня в одной Москве «Летучая мышь» идет сразу в трех оперных театрах: Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Новой опере» и «Геликоне». Не будем забывать и того, что в двух шагах от Большого расположена «Московская оперетта». Здесь показывают версию, принадлежащую перу советских драматургов Эрдмана и Вольпина.

На столь густо возделанном поле Большому театру нужно выпустить не просто премьеру, а нечто из ряда вон выходящее. И он, похоже, выпускает. Для постановки «Мыши» были приглашены режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Медийной персоной среди них является, конечно, Бархатов. Интервью с «самым молодым оперным режиссером России» есть в любом уважающем себя глянце. Бархатова приглашают даже в такие далекие от оперных проблем ТВ-передачи, как «На ночь глядя». Всех интересует, как к своим 26-ти годам он успел поставить пять опер в Мариинке, драматический спектакль «Разбойники» в московском Театре имени Пушкина, два мюзикла — среди них «Шербурские зонтики», номинированные в этом году на «Золотую маску», и цирковое шоу «Аврора. Спящая красавица».

Бархатов секретов не раскрывает, вундеркиндом себя не признает и утверждает, что на режиссера выучился случайно, поэтому не зациклен на операх. Это очень кстати — в «Летучей мыши», как и во всякой оперетте, артистам половину времени приходится не петь, а говорить. Впрочем, для оперного певца это настоящая пытка.

Из тех солистов Большого, с которыми пришлось работать Бархатову, подобным опытом обладают разве что Роман Муравицкий (Айзенштайн), Елена Манистина (князь Орловский — эта партия написана для меццо-сопрано) и Вячеслав Войнаровский (доктор Блинд). Как говорит сам Бархатов, «Летучая мышь» для него — очень сложное по конструкции произведение, в котором зашифрована история Европы.

Художник Зиновий Марголин не так известен публике, как Бархатов. Но только потому, что театральных художников в принципе знают меньше, чем режиссеров. Рыба-кит в разрезе, всплывающая во втором акте «Конька-Горбунка» в МХТ, опрокинутый на зрителей двор-колодец в «Носе» в Мариинке, «Норд-Ост» с самолетом в натуральную величину — все это его работы.

Кстати, на монтировку декораций к «Летучей мыши» отведено рекордное количество времени: Новую сцену закроют для публики на две с лишним предпремьерные недели. Говорят, это будет настоящий вызов декорационному искусству. И еще говорят, что для «Летучей мыши» Марголин устанавливает на сцене корабль — чуть ли не в натуральную величину. И что якобы потом по этому кораблю будут ходить странные люди, похожие на трансвеститов...

В постановочной группе «Летучей мыши» — еще два имени, способных привлечь модную публику. Костюмы к спектаклю сделал известный модельер Игорь Чапурин, уже попробовавший себя в балетных постановках Большого. А хореографом приглашен молодой красавец Денис Бородицкий — это его первый выход на «взрослую» сцену. По традиции последних лет, Большой театр не обошелся без приглашения зарубежных специалистов.

Ставка была сделана на «темную лошадку». Дирижер Кристоф-Маттиас Мюллер не имеет громких записей в послужном списке. Он стажировался у Сейджи Озавы, был ассистентом Владимира Ашкенази и Клаудио Аббадо, сейчас руководит достаточно скромным Геттингенским симфоническим оркестром. Театрального опыта у него и вовсе нет.

Несколько загадок содержит и список зарубежных певцов, ангажированных на премьерную серию спектаклей. Кресимир Шпицер и Уильям Дейзли, взятые на роль Айзенштайна, специализируются скорее на операх Моцарта, чем на оперетте. Анна Стефани (Розалинда) большую часть сил уделяет музыке барокко. Но Большой за последний сезон приучил нас к тому, что случайные птицы сюда залетают все реже. Случайным мышам здесь тоже не место.