В Большом театре впервые поставили оперу Франческо Чилеа "Адриенна Лекуврер" из репертуара "Ла Скала". Десять лет назад оригинальный итальянский спектакль покорил Москву. Джузеппе Верди, в преклонные годы услышав музыку Джакомо Пуччини, объявил его последним хранителем итальянской мелодии и решил, что может умереть спокойно. Пуччини оказался не последним. Его пережил композитор Франческо Чилеа (1866-1950), почти не известный в России, но высоко чтимый у себя на родине. Представитель популярного художественного течения «веризм» (от итальянского «vero» — правда), Чилеа создал свой лирический оперный стиль, основанный на южноитальянских вокальных традициях. Чувственные, прихотливые, захватывающие мелодии насыщают его музыкальную ткань в таком избытке, что их хватило бы на несколько опер. Самое популярное произведение Чилеа — опера «Адриенна Лекуврер», написанная по мотивам мелодрамы Эжена Скриба. В этой пьесе блистали все великие актрисы Европы, в том числе и наша Алиса Коонен. И это неудивительно: какую же актрису не соблазнит возможность предстать в роли Адриенны, примадонны «Комеди Франсез», беседовать с которой почитали за честь не только коронованные особы, но и самые остроумные мыслители, включая Вольтера! Чилеа предоставил такую возможность и оперным примадоннам. Партия Адриенны, написанная для драматического сопрано, полна столь изысканных тем, гармоний и вокальных эффектов, что после миланской премьеры 1902 года критики сравнивали ее интонации с благоуханием фиалок. Тех самых, которые Адриенна подарила своему возлюбленному и которые в результате интриг послужили причиной ее трагической гибели. Однако, опера «Адриенна Лекуврер» - произведение коварное. Вокальными трудностями ее партии насыщены в той же степени, в какой и мелодическими красотами. В России шедевр Чилеа ставился лишь в начале ХХ века в Петербурге. А в Москве ее последний раз слышали в исполнении театра Ла Скала на гастролях труппы в 1990 году. Сцена Большого театра была загромождена прозрачными стенами из пластика, колоннами, тяжелыми портьерами и бронзовыми люстрами, обозначавшими то интерьеры «Комеди Франсез», то покои роскошной виллы, то бальный зал. Адриенну пела обаятельная звезда итальянской оперы Мирелла Френи, а ее соперницу — не менее знаменитая Фьоренца Коссото. Этот спектакль и задумали теперь воспроизвести на сцене Большого новые руководители театра – он будет первым на счету Александра Ведерникова, который взялся восстанавливать оперу. Из Милана снова привезут колонны, люстры, портьеры, кринолины и прочую бутафорию. Но ни Миреллы Френи, ни Фьоренцы Коссото, ни других певцов такого уровня ждать не приходится. Герои будут выхватывать друг у друга букет искусственных фиалок и жадно вдыхать его аромат, пытаясь изобразить то наслаждение, которое должно было бы доставить публике пение Адриенны.