Страсть к мюзиклам, привитая отечественному зрителю постановщиками «Юноны и Авось», не утихает уже много лет. Несмотря на то, что быть патриотом нынче модно, особым вниманием у публики все равно пользуются шоу, которые успели в свое время прогреметь на Западе. О легендах, еще не добравшихся до России, задумался «ВД».

 

«Вестсайдская история», 1957, США

Сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», перенесенный в декорации Нью-Йорка 50-х годов, стал классикой американского мюзикла. Безысходность существования диких, но умеющих любить подростков из бедных эмигрантских районов нашла воплощение в эмоциональной музыке знаменитого композитора и дирижера Леонарда Бернстайна и энергичных массовых танцах, поставленных Джеромом Роббинсом. А драматург Артур Лоуренс, работавший в соавторстве со Стивеном Сондхаймом, чуть ли не впервые в истории бродвейской сцены заставил героев говорить на грубом языке улицы. Все это произвело настоящую революцию в мюзикле, который раньше считали чисто развлекательным жанром, не способным поднимать серьезные темы. А экранизация «Вестсайдской истории», вышедшая в 1961 году, стала событием в мировом кинематографе и получила десять «Оскаров». С тех пор мюзикл пережил множество реинкарнаций и в Лондоне, и на Бродвее – премьера последнего намечена на март 2009 года. В России по «Вестсайдской истории» до сих пор ставились только самодеятельные, нелицензионные спектакли.
Где увидеть: Нью-Йорк – Palace Theatre (с 19 марта 2009 г.)

«Отверженные», 1980, Франция

Монументальное полотно, созданное композитором Клодом Мишелем Шонбергом по мотивам романа Виктора Гюго. «Отверженные» стали первым французским мюзиклом, покорившим мир, и первой эпической постановкой, задавшей моду на масштабные музыкальные спектакли по литературным произведениям с исторической основой. Правда, по-настоящему «Отверженных» прославила не первая французская постановка, а вторая британская, за которую взялся продюсер Камерон Макинтош, известный своим талантом самую рискованную затею превратить в суперприбыльный проект. В 1985 году мюзикл в адаптированном варианте начал новую жизнь на сцене Вест-Энда, а еще через два года пересек Атлантику и начал триумфальное шествие по миру. В настоящее время «Отверженных», которые не сходят со сцены уже более 23 лет и считаются самым долгоиграющим музыкальным спектаклем в мире, можно увидеть в столице Великобритании. У нас тоже был шанс стать свидетелями этого замечательного перфоманса: режиссер Георгий Васильев вел с англичанами переговоры о создании русской версии мюзикла, но запрошенная правообладателями цена оказалась слишком высокой (собственно, после этого и было принято решение о постановке «Норд-Оста»).
Где увидеть: Лондон – Queen’s Theatre


«Призрак оперы», 1986, Великобритания

Самый знаменитый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, написанный им для своей жены – актрисы Сары Брайтман, для многих зрителей и есть мюзикл номер один в мире. Готический роман Гастона Леру о призраке, влюбленном в молоденькую артистку кордебалета, экранизирован был неоднократно, но по-настоящему его прославил именно режиссер Гарольд Принс — постановка стала символом Вест-Энда и одной из главных туристических достопримечательностей Лондона и Нью-Йорка. Романтическая любовная история вкупе с роскошной, чувственной музыкой обеспечили этому мюзиклу оглушительный успех в 18 странах мира. В Вест-Энде и на Бродвее «Призрак» был сыгран более 6000 раз и все еще продолжает собирать полные залы. Но до России он вряд ли доберется в ближайшее время: эта масштабная и дорогая постановка с ее поражающими воображение декорациями — таинственным подземным озером и знаменитой падающей люстрой — предполагает достаточно высокие цены на билеты, которые российский театральный рынок пока не может себе позволить. Так что пока за «Призраком оперы» нужно ехать в Лондон, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Осаку, Будапешт, Варшаву или Австралию.
Где увидеть: Нью-Йорк – Majestic Theatre, Лондон - Her Majestys Theatre


«Король лев», 1994, США

Золотая мультипликационная жила, открытая авторами мюзикла «Красавица и чудовище», пожалуй, больше всего дивидендов принесла именно «Королю льву». Этот спектакль стал для Бродвея, временами испытывающего кризис идей, таким же обнадеживающим явлением, как для студии Диснея - одноименный мультфильм, обозначивший ренессанс захиревшего было анимационного движения. Красочный спектакль о львенке Симбе – идеальное зрелище для всей семьи. Маленьких зрителей очаровывают яркие костюмы и смешные повадки оживших персонажей, а их родителей – атмосфера африканской экзотики, созданная с помощью эффектных декораций и вплетенных в партитуру мюзикла ритмов черного континента. Кроме того, взрослых меломанов подкупает тот факт, что пять песен для мультфильма, перекочевавших позже в мюзикл, написал сам Элтон Джон. Оценили «Короля льва» и профессионалы: в 1997 году он получил премию «Тони» как лучший мюзикл года. Сегодня международные постановки этого шоу проходят в Лондоне, Мельбурне, Гамбурге, Токио и Нидерландах.
Где увидеть: Нью-Йорк – Minskoff Theatre, Лондон – Lyceum Theatre

«Злая» (Wicked), 2003, США

Один из наиболее популярных бродвейских мюзиклов нового поколения, созданнный композитором и поэтом Стивеном Шварцем. Основой постановки послужил роман Грегори Магвайра «Злая: Жизнь и время Злой Западной Ведьмы», где рассказывается о сложных взаимоотношениях двух юных волшебниц: прекрасной Глинды и зеленокожей Эльфабы. Детскую сказку-фэнтази, поднимающую совсем не детские проблемы предательства и коррупции в волшебном мире, с редким единодушием приняли и критики (10 номинаций на престижную театральную премию «Тони»), и зрители. Будучи одной из самых зрелищных и дорогих постановок последних лет – чтобы обеспечить полеты драконов и прочие волшебные спецэффекты продюсерам пришлось выложить $14 млн.- мюзикл окупился уже через год и теперь приносит около $1 млн. в неделю. В 2006 году премьера «Злой» состоялась на Вест-Энде, а в этом году в Австралии и Германии. Последнюю постановку осуществила прочно обосновавшаяся в Москве международная компания Stage Entertainment, выпускающая сейчас русскую версию «Красавицы и чудовища» - это обстоятельство дает право скромно надеяться, что историю о похождениях юных ведьм скоро увидим и мы.
Где увидеть: Нью-Йорк – Gershwin Theatre, Лондон - Apollo Victoria Theatre