Второй по значимости петербургский театр стал ньюсмейкером год назад. Тогда случилось неслыханное: директором Государственного театра оперы и балета им. Мусоргского, то есть Михайловского театра, стал глава группы компаний по импорту фруктов, успешный бизнесмен Владимир Кехман. Сменив прежнего директора — народного артиста — «банановый король» пообещал городу и миру сделать из прозябающего театра конфетку. Прошедший год показал, что Кехман успешный «кондитер». Театр «печет» одну за другой премьеры, держит кассу, ездит на гастроли, шумит. Хозяйственные будни и художественная политика обнаруживают, что все вопросы театральной жизни решаются здесь теперь с точки зрения успешности проекта. За кулисами это выливается в грандиозный ремонт с вывозом тонн мусора, кровавое омоложение труппы, радикальные назначения худруков. На сцене – в предпочтение «верняка» всякому заманчивому эксперименту, то бишь творческому поиску. Полгода назад один такой «верняк» - драматическую оперу Масканьи «Сельская честь» – москвичи оценили на пятерку. Сейчас Михайловский предложит другой товар с гарантией, комедийную оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

Строго говоря, «Любовный напиток» трудно испортить. Во-первых, музыка. Во-вторых, интрига либретто со старой как мир историей. Славный лоботряс Неморино (тенор, конечно же) по уши влюблен в красавицу Адину. Она его не замечает, мечтая о возвышенной любви, про которую читала в книжке про Тристана и Изольду (персональный привет от Гаэтано Доницетти громоподобному Рихарду Вагнеру). Неморино не хуже наших доверчивых современниц вверяет судьбу шарлатану-доктору, торгующему снадобьем от всего подряд, и, выпив приворотного зелья (надо полагать – просто вина), становится раскованным говорливым обаяшкой. Он собирает вокруг себя кучу девчонок, которые теперь в нем души не чают. К сюжету примешиваются и вовремя померший богатый дядя, и соперник-баритон, и угроза забривания в солдаты. Словом, счастливый финал неизбежен. К тому же изумительная по красоте партитура и вокал бельканто вместе с остротами на грани площадных дают такую неповторимую смесь, что «…напиток» словно и в самом деле мистически поднимает настроение. Вся эта чудная круговерть с внятным привкусом итальянской комедии дель арте идет контрапунктом искристой музыке Доницетти. Внятная и прозрачная, она очаровывает мелодикой всякого имеющего уши, а при достойном исполнении способна задеть самые тонкие чувства. Не случайно Доницетти написал ее за две недели, и мир без устали радуется оперному антидепрессанту уже почти двести лет.

Над постановкой своей национальной гордости в Михайловском театре работала итальянская команда. Как и в случае с «Сельской честью», директор-бизнесмен купил готовый пакет первоклассных артистов: режиссер-постановщик Фабио Спарволи, сценограф Мауро Карози, костюмы Одетте Николетти, художник по свету Виничио Кели. Режиссер Фабио Спарволи начинал карьеру под началом великого Джорджо Стреллера, и семь лет проработал его ассистентом в миланском Театро Пикколо. Но ведь в природе нет итальянцев, равнодушных к опере, и Спарволи не исключение. Уже четверть века он ставит спектакли в лучших оперных домах Италии вроде Ла Фениче в Венеции, Сан Карло в Неаполе и в святая святых миланском Ла Скала. Самые известные его работы – «Кармен», «Джанни Скикки», «Набукко». Купленная Михайловским постановка в его карьере не лучшая, однако и она уже лет двадцать поется по театрам европейских городов и весей, стало быть, неплохо выглядит.
Стоящий за оркестровым пультом музыкальный руководитель — главный приглашенный дирижер Михайловского театра Даниэле Рустиони. Этот очень юный маэстро получает такое удовольствие от процесса, так душевно шипит на пиано (слышно до седьмого ряда партера) и бойко подпрыгивает на громких аккордах, что ему прощаешь все шероховатости исполнения и неувязки с певцами. Он, наверное, станет большим дирижером, уж во всяком случае, специалистом по трактовкам родной итальянской оперы, наверняка, а пока очаровывает мастерством и человеческим обаянием в пропорции пятьдесят на пятьдесят.

Петь главную партию зван уверенно входящий в моду лирический тенор Франческо Мели; европейские театры зовут его наперебой, и все взахлеб пишут о его замечательной школе бельканто и актерском таланте. Шарлатана-доктора исполнит известный бас-баритон Пьетро Спаньоли, обладающий кроме роскошного тембра талантом к буффонаде. Это особо радует: с грубым юмором или со звериной серьезностью невозможно играть проходимца, торгующего баночками с «зельем для любви». В постановке поют также Екатерина Садовникова (лауреат конкурса молодых певцов, проводимого худруком Михайловской оперы Еленой Образцовой) и фактурный Василий Ладюк (туповатый и красивый баритон-соперник – его фирменный репертуар в «…напитке»).

В Москве постоянно идут две оригинальные версии «Любовного напитка». В Новой опере в режиссуре Юрия Александрова она за гранью логики и вкуса, а версия Музыкального театра имени Станиславского украшена чудной Адиной - Хиблой Герзмавой, но идет не слишком часто. Теперь нам предстоит увидеть патентованный итальянский продукт, выполненный силами петербуржцев. Проще всего упрекать театр в нежелании ставить оригинальные спектакли, тем паче что Михайловский, слыша попреки, словно специально скандалит со знаменитостями, не стесняется своего нового облика нувориша и дразнит гусей, второй раз подряд покупая гарантированно успешный оперный продукт di fabbricazione italiana. В рамках своего понимания дирекция разнообразит выбор: вместо драмы о долге и любви «Сельской чести» (показанной в Москве в феврале фестивалем «Черешневый лес») на сцене милая комедия. И это жанровое разнотравье соответствует канонам репертуарной политики, согласно которым, поплакав, нужно обязательно рассмеяться. А уж нас, зрителей, хлебом не корми, дай посмотреть комедию. В конце концов, серьезных тем хватает и в жизни.

Читайте также