Каждый день на нас обрушиваются трансляции лучших оперных домов мира. Спектакли лучших режиссеров с блестящими ансамблями солистов каждый час появляются в сети и так же стремительно исрчезают. Каждый день «Ваш досуг» публикует в facebook и vk ТОП лучших спектаклей, которые может быть обидно пропустить. Тем, кто разбирается в оперном театре и пристально за ним следит, по вкусу придутся подборки, которые также каждый день публикует на своей странице музыковед Наталия Сурнина (если вы готовы смотреть по 25 спектаклей в день, а потом приправить это все камерным концертом, спешите подписаться). Но если вас интересуют проверенные временем, критиками и зрителями шедевры, то поможет эта подборка.

Мы постарались, чтобы все спектакли, о которых пойдет речь, вы могли целиком увидеть на нашем сайте. Также мы старались выбирать те спектакли, которые не нужно бежать смотреть сию же секунду, а можно дать себе время выдохнуть и настроиться. В абсолютном большинстве нам это удалось. Наш шеф-редактор Inner Emigrant за свою недолгую жизнь посмотрел уже больше тысячи оперных спектаклей, написал рецензии на сотни из них и собрал в сети работы лучших мировых режиссеров, которых совсем не стыдно не знать, но интереснее все же с ними познакомиться.

Если вы давний поклонник оперного искусства, большинство спектаклей этой подборки вам все скажут за себя. Но если вы только начинаете делать первые шаги в знакомстве с оперой, то должен вас предупредить: тут я буду говорить только о современных оперных спектаклях, о спектаклях тех режиссеров, которые озабочены актуальностью времени, в которое они живут и работают. Из лидеров современного оперного театра в этой подборке не хватает разве что постановок Робера Лепажа, Кшиштофа Варликовски, Питера Селларса, Кристофа Лоя, Роберта Карсона и Клауса Гута (вы сможете наверстать их позже) — поскольку их постановок нет в свободном доступе онлайн легально. Зато есть почти 20 спектаклей других, не менее известных и авторитетных авторов — от Дмитрия Чернякова и Кэти Митчелл до Ромео Кастеллуччи и Роберта Уилсона.

Пожалуй, должен оговориться и повторить свой тезис, что уже озвучивал в книге «Как смотреть оперу», выпущенной Алексеем Париным и Аей Макаровой, — в оперном искусстве есть небольшая и довольно маргинальная группа людей, которые считают, что современные постановки должны быть только у современных опер, а музыкальный материал прошлых веков нужно ставить в традиции прошлых веков, когда они были написаны. Так вот, это заблуждение. И возникло оно из-за путаницы в терминах. Оперную партитуру сокращенно называют «оперой». И оперный спектакль для удобства сократили до «оперы». На самом деле, оперный спектакль — это в первую очередь спектакль, который должен быть живым и актуальным времени, у которого главные авторы — режиссёр, художник, дирижер и другие наши современники, а никак не вероятно давно почивший композитор. Каждый театральный режиссер, обращаясь к материалу прошлых столетий, должен решить для себя и донести зрителям, зачем он ворошит пыль веков. Все режиссеры этой подборки с этой задачей отлично справляются. Но если вам, в самом начале знакомства с оперой, кто-то начнет рассказывать что-то про «режоперу» и «современные извращения», можете, конечно, к таким людям прислушаться, но, возможно, полезнее сторониться тех, кто однозначно убежден, какую оперу и как именно вам нужно любить. Поэтому и данная статья не призывает вас непременно полюбить подход всех озвученных режиссеров. Каждый из них давно всем все доказал, и меньше других нуждается в частном одобрении. Скорее я надеялся расширить вашу насмотренность знакомством с лидерами режиссуры оперных спектаклей.

РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ

Видеозапись доступна до 30 июня 2020 года

Кастеллуччи — режиссер-художник, которому не чужд нерв акционизма. «Волшебная флейта» — его третий оперный спектакль в знаменитом брюссельском театре La Monnaie / De Munt. Идея поставить именно эту оперу пришла к нему, когда он работал над Реквиемом Моцарта (сам Моцарт писал эти произведения параллельно). За налетом показного оптимизма в сюжете «Флейты» Кастеллуччи различил похоронный трагизм.

Этот спектакль — больше не детская сказочка, напичканная масонской символикой. В версии Кастеллуччи опера становится больше, чем музыкальным произведением, — встречей культуры и истории, которая соотносится с Французской революцией. В этом спектакле вы отчетливо ощутите момент, когда для европейской цивилизации все изменилось. Когда звучали обещания новой жизни, нового времени, новой любви, справедливости и красоты. И далеко не все обещания были выполнены. Примечательно, что спектакль вдруг заставляет услышать в этой многим знакомой музыке неожиданного Моцарта — Моцарта, охваченного террором и ужасом необратимых перемен.

РОБЕРТ УИЛСОН

Видеозапись доступна бессрочно

Роберт Уилсон — режиссер, который сочетает в своих работах минимализм японского театра Но, барочные жесты, цирковое гипертрофирование и все оттенки сине-серого цвета. Буквально на днях театр «Ла Скала» опубликовал его спектакль «Орфей» (посмотреть можно ближайшие 5 дней по ссылке). Там режиссерский стиль предстает во всем своем великолепии. Но и в «Трубадуре» вы узнаете его без труда.

Героев этой страстной и сюжетно неловкой оперы Верди Уилсон погружает в ледяную лунную атмосферу, заключенную в коробку с серыми стенами и дверьми разной высоты. Переплетения главных героев помещены в аквариум, населенный двухмерными статуями. Геометрия отношений отражена в минималистском пейзаже, архитектурном сооружении большого очарования. Обычно действие в опере «Трубадур» безудержно несется к почти комичному финалу, но Уилсону удается замедлить темп и, тем самым, вернуть в историю драматизм.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЯКОВ

Видеозапись доступна до 14 августа 2020

Черняков — единственный режиссер, которому удалось обменять приставку «российский» на «мировой». Им восхищался классик оперной режиссуры Патрис Шеро. С ним предпочитает работать дирижер Даниэль Баренбойм. Главная тема всех работ режиссера — конфликт человека и общества. Его фирменный стиль — тонкий психологизм и виртуозная драматическая надстройка сюжета, нарушающая приевшиеся «общие места» и клише.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — без преувеличения легендарный спектакль. Один из лучших в карьере режиссера. Почти 20 лет назад он шел в Мариинском театре (идет и теперь, но лучше его не смотреть — режиссер спектаклем не занимается, и от него там осталась только фамилия в программке). Не так давно постановку купил Амстердамский театр (и именно она опубликована в сети). Перед просмотром вам будет полезно знать, что по замыслу Чернякова — на планету надвигается катастрофа, которая убьет все живое. Кто-то запирается в религиозной секте, и коллективно удушает себя газом. Кто-то пьет, как в последний раз. Феврония уходит в лес, поближе к природе и хочет помогать людям и животным. Никому помочь ей не удается, это лишь ее способ выживания, в иллюзии своей «полезности». Пожалуй, в оперном театре нет более сильного высказывания о соприкосновении отдельного человека и людей в массе с неизбежностью смерти.

ИВО ВАН ХОВЕ

Видеозапись доступна до 31 мая 2020

Иво ван Хове — режиссер, который в драме значительно сильнее, чем в опере. Собственно, драмой он и прославился. А конкретно — своим осовремененным подходом к традиции психологического театра, которую так любят в России. В спектакле «Борис Годунов» вас ждет сильная роль Ильдара Абдразакова, много предельно крупных планов, отсутствие какой-либо суеты и попытка препарировать мотивации и психологические метания самого известного русского царя.

Увидеть полную запись спектакля вы можете на официальном сайте Парижской оперы.

ГРЭМ ВИК

Видеозапись доступна до 7 июля 2020

Грэм Вик — режиссер, который не боится острых тем. В его спектаклях на сцене вы непременно увидите жизнь, которая разворачивается за окном вашей квартиры, — со всеми ее приятными и неприятными сторонами. В опере Россини «Вильгельм Телль» режиссер оставляет в третьем акте часто купируемую арию, чтобы высказаться о роли женщины в современном мире. Он начинает оперу с нарядного первого акта, подчеркивающего патриархальность общества, где господствует культ силы. Из таких деталей спектакль складывается в метатекст, в котором средневековая фигура оживает и во многом определяет действия наших современников.

МАРТИН КУШЕЙ

Видеозапись доступна до 12 августа 2020

Кушей — режиссер-психиатр. Запереть героев в коробке из стекла и смотреть, как они полезут на стены? Легко. Перенести их в метафизическое пространство их фобий,  сновидений и грехов? Еще легче! Тяжело только смотреть. Порой, кажется, что солисты не играют роль, а участвуют в некоем психологическом и крайне травматичном реэнактменте. В этом смысле спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» — возможно один из самых красочных примеров подхода режиссера.

С недавних пор Мартин Кушей ушел из оперной режиссуры и стал интендантом венского Бургтеатра. О его первом годе работы в новом качестве подробно написал для «Вашего досуга» Алексей Парин. Он же взял у Кушея для нашего медиа эксклюзивное интервью, где режиссер признается, почему решил завязать с оперой.

ДЭВИД ОЛДЕН

Видеозапись доступна до 28 октября 2020

Олден — отлично подойдет тем, кто хочет спокойного и традиционного оперного спектакля, но в стильных декорациях без «нафталинового тряпья». Обходясь без экспериментов, каждая его работа невероятно убедительна. В постановке «Лючии ди Ламмермур» Олден опускает политический фон событий и фокусируется на личной психодраме главной героини. Ничего избыточного, ничего радикального. Просто очень крепко сделанная работа.

БАРРИ КОСКИ

Видеозапись доступна до 31 июля 2020

Коски — режиссер-эксцентрик. Чистый китч, фриковство, ярмарочная эстетика и карнавальная атмосфера. Тем интереснее обращение режиссера к драматичному материалу. Его «Евгений Онегин» — точка пересечения крайностей. Сцена то заполнена ансамблем, то пуста. Свет то ослепительно-белый, то темный. Музыка внезапно раздувается до фортиссимо и так же быстро переходит к вкрадчивому лиризму. В одно мгновение Татьяна не влюблена, а в другое — любовь поглощает ее. Примерно тот контрастный душ из эмоций переживает у Коски Онегин. Золотой середины нет, есть только неутомимый маятник и несравненная Асмик Григорян в партии Татьяны.

САЙМОН СТОУН

Видеозапись доступна бессрочно (но может стать платной)

Саймон Стоун — режиссер-драматург. Он берет классический сюжет и переписывает все реплики так, что не сразу и отличишь классический текст от сценария крепкого голливудского фильма. Год назад на фестивале «Золотая Маска» Москву всколыхнуло его прочтение «Трех сестер» (увидеть этот спектакль целиком вы можете по ссылке), где чеховские герои играли в PlayStation, курили запрещенные в России вещества, и жили практически как в реалити-шоу «За стеклом». В опере Стоуну работать очевидно сложнее — ничего не перепишешь. Но наполнить действие самыми передовыми артефактами современности ему никто не мешает, что и видно в этой «Травиате».

Увидеть полную запись спектакля вы можете можно по ссылке, после бесплатной регистрации. 

ШТЕФАН ХЕРХАЙМ

Видеозапись доступна до 31 мая 2020

Херхайм — режиссер, который любит ставить сюжет оперы, внедряя в постановку отсылки к биографии композитора и обстоятельствам создания партитуры. Так было и в его «Пиковой даме» (которая наделала много шума), и в «Сказках Гофмана». Постановка оперы «Ксеркс» — не совсем типичная для режиссера, камерная, во многом комичная, но базовый принцип соблюден. Сюжет оперы обильно дополнен изнанкой театрального процесса и подробностями создания Генделем музыки.

НИКОЛАУС ЛЕНХОФФ

Видеозапись доступна бессрочно

Ленхоффа хочется назвать строгим классиком. Всегда лаконичные, сдержанные декорации. Всегда набор привычных театральных условностей. И почти всегда звездный состав исполнителей, которым в предлагаемых режиссером обстоятельствах работать весьма комфортно. Порой у режиссера получаются довольно скучные спектакли, без нерва. «Риголетто» — в этом смысле очень показательный спектакль. Вроде режиссер действие осовременил, но вроде ничего нового в сюжет и понимание музыки не привнес. Вроде спектакль доставляет удовольствие от просмотра той самой, «высшей» пробы, а вроде все время можешь наперед предсказать, как будет решена та или иная сцена.

Если на нашем сайте у вас не показывается видео (из-за ограничений правообладателя), полную запись вы найдете по ссылке.

КЭТИ МИТЧЕЛЛ

Видеозапись доступна бессрочно

К большому стыду мирового оперного искусства, Митчелл сегодня претендует на звание единственного крупного режиссера-женщины. Она озабочена социальным неравенством, охраной окружающей среды, патриархальностью общества и противодействием насилию. Все эти темы, так или иначе, высвечивают в ее постановках. И почти всегда вы увидите стильные, внушительные и дорогие декорации, а также исполнителей, двигающихся, как в «замедленной съемке». Постановка оперы Штрауса «Ариадна на Наксосе» отлично демонстрирует все характерные Митчелл черты: модная декорация, обстановка с тщательной детализации. Планировка показана как бы в поперечном сечении, отчего герои почти всегда находятся к зрителям в профиль. Бонусом — ультрапышное, светящееся платье на главной героине, обрекающее ее «съедать» все пространство вокруг себя. 

ПЬЕР ЛУИДЖИ ПИЦЦИ

Видеозапись доступна до 2 октября 2020

Пицци — апологет так называемого «традиционного подхода» к оперным постановкам. Всегда старается приблизиться к духу и образу мыслей либреттиста и композитора. Если вам хочется «театра-театра», кринолинов, статуарных фресок, где исполнители врастают ногами в сцену и несколько минут к ряду поют о своих чувствах, — это ваш режиссер. А «Альцеста» — однозначно ваш спектакль. Небольшое минималистичное цветовое оформление, минимум действия, только музыка и текст. Пожалуй, нерва этому спектаклю добавляет лишь тот факт, что Пицци ставил спектакль в 87 лет, вернувшись к профессии после ухода. И выступил тут не только режиссером, но и сценографом, художником по свету и художником по костюмам. Вышла крепкая работа большого мастера, где тот применяет весь свой арсенал с элегантными и умными штрихами. 

ДАМИАНО МИКЬЕЛЕТТО

Видеозапись доступна бессрочно

Столичной публике Микьелетто знаком своей постановкой в Большом театре «Путешествия в Реймс», где герои путешествовали внутри картины в музее изобразительных искусств. К сожалению, эта постановка оперы Моцарта «Дон Жуан» сильно уступает «Реймсу». Но зато отчетливо виден базовый принцип режиссера — делать глянцевый, гламурный театрик, который не несет в себе никакой другой цели, нежели развлекать зрителей и не давать им заскучать. Это было в остроумном «Путешествии в Реймс». Это отчетливо заметно и в «Дон Жуане», разве что в этот раз режиссер развлекает «мрачной готикой».

ВАСИЛИЙ БАРХАТОВ

Видеозапись доступна бессрочно

Бархатов — один из главных популяризаторов оперного искусства среди молодежи. Сделал много стильных спектаклей, организовывал разные инициативы по привлечению в оперные театры новой публики. Его режиссерские принципы часто сравнивают со стилем Чернякова, но если что общее у них и есть — это только видимость, внешняя иллюзия. К тому же, пока Черняков выступает в мире главным амбассадором русской оперы и ставит преимущественно большие название классических произведений, Бархатов очень рассудительно увлекся постановкой современных опер. И одним из самых эффектных шагов был этот спектакль — опера «Мертвые души» Родиона Щедрина. Еще совсем юный Бархатов в этой работе аккуратно относится к задумкам композитора и выступает в каком-то смысле больше «оформителем действия», чем режиссером. Это можно истолковать, как недостаток, но именно с «Мертвыми душами» такая буквальная режиссера совпала. А от «оформления», режиссер в последствии пусть и не до конца, но откажется.

Если на нашем сайте у вас не показывается видео (из-за ограничений правообладателя), полную запись вы найдете по ссылке.

ДВА «КОЛЬЦА»

Пожалуй, самое внушительное оперное произведение из всех, когда-либо написанных, это тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера. Про нее обычно говорят: «раз в жизни должен услышать каждый». Четыре оперы идут четыре дня. Почти по три часа без перерыва, отдельные спектакли длятся почти шесть часов. В первой части «Золото Рейна» действие сменяется, словно в детской сказке. Уже во второй «Валькирия» — герои могут 40 минут, стоя на месте, петь о своих чувствах. В третьей «Зигфрид» — полчаса куют меч. Зато четвертая «Сумерки богов» — вершина произведения, все расставляет по местам. Тетралогию очень сложно ставить, на нее сложно продавать билеты. Но на каждую значимую версию, всегда съезжается публика со всего мира. И, к счастью многих, последние недели подарили нам возможность увидеть сразу две, очень разные постановки знаменитого «оперного сериала».

АМСТЕРДАМСКОЕ «КОЛЬЦО»

Видеозаписи доступны до 7 июня

Это «Кольцо» поставил известный режиссер Пьер Оди в 1997 году. Поэтому при просмотре стоит сделать поправку на возраст спектакля (хотя снят спектакль отлично). Особенным амстердамское «Кольцо» делает близкое к идеальному исполнение. Дирижер Хармут Хенхен стремился показать Вагнера не размашисто-эпичным, а интимным. Само стремление уйти от традиционной оглушительной громкости — очень радикальный шаг. Оди же облек эту музыкальную безупречность в потрясающие по масштабу декорации и приправил захватывающими дух спецэффектами.

ФРАНКФУРТСКОЕ «КОЛЬЦО»

Видеозаписи доступны до 31 мая 2020

Во франкфуртской постановке тетралогии, напротив, исполнение далеко не идеальное, музыкальная подача тяготеет к традиционной — страстное и чувственное восприятие партитуры дирижером Себастьяном Вейглом хватает за горло и, порой с избыточно сухостью, тащит слушателя до финала. Сухость компенсирует остроумная режиссура Веры Немировой — здесь и интересно спроектированная конструкция, и митингующие за сохранение окружающей среды с лозунгами: «Спасите Рейн».

ДЖОН ЭЛИОТ ГАРДИНЕР

Видеозаписи доступны бессрочно

Если от обилия режиссерских подходов у вас возникло лишь раздражение, и вы пришли к выводу, что для вас идеальный оперный спектакль — это вовсе никакого спектакля, а лишь прослушивание музыки, то напоследок хочу вас оставить с лучшими представителями особого жанра — театрализованными концертными исполнениями. Тут обычно нужен известный, а еще лучше великий дирижер. И какой-нибудь (любой) режиссер, который готов немного разнообразить стояние певцов на сцене, не сильно мешая мерному течению музыки. Жанр специфический и очень на любителя. Но когда за дирижерский пульт встает Джон Элиот Гардинер, все обретает смысл. Опробовать этот эффект на себе вы можете на двух этих операх — «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» Монтеверди.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: