Искусство, похоже, накрыла волна семейственности. Пока киноманы обсуждают фильм братьев Коэнов, театралы готовятся к шумной премьере: Олег и Владимир Пресняковы, главная экспортная статья отечественного театра, выпускают в «Театриуме на Серпуховке» совместно с Центром Людмилы Гурченко спектакль по своей пьесе «ПАБ».

Братья Пресняковы все делают вместе: летают по миру, где их пьесы расхватывают, как горячие пирожки, вместе делают римейки своих прежних пьес. Или, как было с «Изображая жертву», переделывают пьесу в сценарий, а потом в роман… Еще они любят заниматься режиссурой. Оказавшись в зале «Театриума», где Пресняковы репетируют «ПАБ» – этакую остроумную вещицу, которую сами называют «мистическим комиксом» о конце света, я впервые увидела, как братья разделились. Пока младший, Владимир, втолковывал и даже показывал что-то артистам, старший Олег отвечал на вопросы «ВД».

Почему вы вдруг решили поставить свой текст – не нравится, как это делают за вас другие?
Да нет, нравится. Тут важной энергетической точкой была Людмила Марковна Гурченко. Идея вместе сделать «ПАБ» принадлежит ей. Эта пьеса как джазовая импровизация, а Людмила Марковна превращает ее в фантастику. Опыт режиссирования самих себя у нас уже есть – пару лет назад мы ставили в Венгрии «Терроризм», потом даже возили в Москву – на фестиваль наших пьес.

В «ПАБе» занят целый цветник знаменитостей: Людмила Гурченко, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Михаил Шац, Виталий Хаев. Артистов вы подбирали?
Пьеса сама всех выбрала. Весь этот джаз невозможен без исполнителей, которых вы назвали. Каждый, включая Дениса Яковлева (он играет президента Путина – «ВД»), незаменим. В этом, на наш взгляд, пронзительная хрупкость этого спектакля. Её творцами являются также художник Адомас Яцовскис и композитор Фаустас Латенас (Фаустаса мы знаем по работе над спектаклем «Изображая жертву», который поставил Оскарас Коршуновас), Алла Коженкова. Мы подсадили Аллу на клипы – Rihanna, Jay-Z, 50 cent. Она – супер. Придумала классные наряды ещё одному очень важному персонажу спектакля – такой банде девчонок, которые зависают в пабе. Эти девчонки – пульс всего представления.

Я смотрю, вы наконец-то разделились: один продолжает работать, а другой даёт интервью. А как вы пишете вдвоем: кто придумывает сюжет, кто – диалоги?
Мы не только пишем вдвоем. Есть ещё много интересных вещей, которые можно делать вдвоём. Созерцать, думать. Сумасшествовать. Запись текста – вещь техническая и уже не такая интересная. Что может сравниться просто с впечатлением, самым банальным, но не предвзятым, которое вдруг, из ниоткуда, рождается в душе… Мы стараемся впечатляться – вдвоём.

А что это за (не к ночи будь помянут!) дьявол, которого играет Гурченко?
Ну ( усмехается загадочнее, чем Джоконда)… это то, что мы можем представить – как искушение… Когда-то Энди Уорхолл «сфотографировал» Мерилин Монро и «нарисовал» банку с супом. Нам кажется, что в театре мы сделали то же самое, что и Уорхолл в живописи – совместили «фото» Мэрилин и «рисунок» банки с супом. Речь идёт о стиле мышления. Истоки художественности «ПАБа» – в Уорхолле.

Как поживает созданный вами в Екатеринбурге театр имени Кристины Орбакайте?
В начале 90-х, когда мы заканчивали аспирантуру (оба брата – кандидаты наук: Олег – филолог, Владимир – психолог) и учили своих студентов, хотелось какой-то интересной жизни в университете, поэтому мы организовали этот театр. И постепенно стали понимать, что если по-настоящему жестко, не лукавя, говорить с аудиторией, то предложить нам ей нечего – поэтому взялись писать сами.

Не жалеете, что пришлось оставить университет?
Жалеем, но что поделать: университет не стал подстраиваться под наш график поездок, лекции должны читаться по расписанию. Университетская аудитория для нас – родная. У нас были творческие встречи со студентами и профессурой университетов Оксфорда, Гарварда, Сочи, Тронхейма, Лиссабона… Для нас это всегда повод погрустить о научной карьере. 

Говорят, вы боитесь самолетов – как же передвигаетесь по миру?
Чушь полная! Вот сейчас прилетели из Лондона – там была «читка» нашей новой пьесы «Перед потопом». Ее мировая премьера скоро состоится в Штуттгарте.

А в Москве, я знаю, Иван Дыховичный уже заканчивает монтаж фильма по вашему сценарию «Европа-Азия».
Ну да, мы написали сценарий по одной из наших любимых пьес – в России она не ставилась, зато теперь воплотится в фильме. Кстати, одну из главных ролей сыграет Татьяна Лазарева, а в «ПАБе» – Михаил Шац. В общем, завязались мы с этой семьей. Ну, и фильм Михаила Пореченкова скоро выйдет. Но там совсем другая работа – римейк американской картины «Коммандо», для которого мы делали сценарий. Было интересно поработать в этом жанре. Мы вообще любим сюжетные вещи. История, сюжет, действие – без этого нам неинтересно. 

А какой сюжет для вас сейчас самый актуальный? Вот, скажем, «Перед потопом» – это о чем? 
Представьте: человеку в супермаркете предлагают купить пачку чипсов Lays, говорят, что там будет выигрыш – яхта. Он не верит, но все-таки покупает. Продавец, который «впаривал» ему эту пачку, говорит: «Страница перелистывается, всё начинается по второму разу, и ты - второй Ной, тебе нужно будет на этой яхте собрать всех…» И дальше начинаются приключения человека, который сперва относится к этому как к рекламной акции, но постепенно все происходящее убеждает его в том, что можно и поверить. У него есть жена и сын, но есть и бывшая жена – кого из них взять?! 

Вас сейчас приглашают по всему миру. А где вы больше всего любите бывать?
В Португалии. Это особая страна, конец западного мира. Вдохновение там часто посещает. Кстати, и действие «ПАБа» там происходит. Персонаж Людмилы Марковны говорит о том, что в Португалии много мистики, бытовой, как я люблю. «Выпьешь вино, и тебе такое является… А, главное, все верят, особенно туристы…» – это я вам уже текст цитирую. Однажды, гуляя по Лиссабону, мы забрели в «Сервежарию», то есть пивную. Такая центральная пивная, где всегда очень много туристов. И сквозь полутьму и табачный дым, мы вдруг увидели контуры фресок на стенах. Потом нам рассказали, что раньше здесь был храм. Вот, может быть, тогда и возник образ нашей пьесы. 

Есть театральные режиссеры, которые для вас – образец?
Да мы же не режиссеры! Мы – братья. Ну, давайте у Володи спросим. Вова, кто из режиссеров для нас образец?!

Владимир: В театре? Так мы ведь в основном кино смотрим…

Олег: В общем, поскольку мы братья, то и в кино нас привлекают братья – Вачовски, Коэн, Люмьер. А в театре пока еще братьев не было. Так что – начнем с нас.