Спектакль «Сад» — премьера Электротеатра в постановке Дениса Азарова. Пьеса Алексея Шипенко, ставшая основой для спектакля, рассказывает историю Инес де Кастро — возлюбленной инфанта дона Педру, которая была казнена, а потом, посмертно, возведена в королевский сан. Образ Главной героини воплотила Юлия Ауг. О постановке, пропитанной духом средневековой Португалии, написала Кристина Матвиенко.

Электротеатр Станиславский, Основная сцена
Режиссер — Денис Азаров
Художник — Николай Симонов
В главной роли — Юлия Ауг

Харизмы, чувственности и самоиронии актрисы Юлии Ауг, которая безошибочно играет только в хороших современных российских фильмах, как раз хватает на два часа рассказа о судьбе средневековой красавицы Инес де Кастро, любившей и умершей за свою любовь. Спектакль Дениса Азарова устроен как хорошо аранжированное соло актрисы — в нем все, от кафельного ада сценографии Николая Симонова, звуков, света и полыхающих видеоэффектов до нескольких безмолвных актеров, включая Евгения Капустина, играющего тоненького сына-монаха героини, работает на королеву. Инес де Кастро — Ауг, полная осознания таинственности происходящего с ней, фиксирует все, от эротических подробностей, то и дело зачеркнутых торопливой рукой, до рождения или смерти очередного ребенка. Все детали важны: была ли полной луна (потому что женщина испытывает лунатические припадки), как она была одета в то утро, что распустилось в саду и о чем она поговорила с монахом Августином.

Медитативное спокойствие дневника португальской «мертвой королевы» поражает: сама она с самого начала чувствует близость конца и как будто знает, что он ужасен. Но ни на секунду не сомневается в выбранном пути. Роковую неотвратимость оригинального «сюжета» чувствует и автор пьесы, выдающийся постсоветский драматург Алексей Шипенко. Объясняя свой выбор — взять реальную историю из средневекового, непостижимого, овеянного специфической религиозной чувственностью времени, — он говорит про красоту выбора, который совершает героиня. И о своей попытке написать дневник от лица женщины. В самом строе текста Шипенко — подвластная ему и почти мистическая процессуальность времени, невозможность смерти, если говорить универсально. Есть стойкое чувство, что пьеса-дневник «Сад» просто обрывается, но могла бы длиться столько же, сколько длится бессмертие Инес де Кастро.

Актриса этот текст присваивает, но и отстраненно «читает», а иногда позволяет себе яркую характерность, внезапно смешащую зал, — то есть, по сути, плавает в разных режимах существования все два часа спектакля. В тексте многое фиксирует телесность жизни, то обыденное и прекрасное, что окружает героиню, которая не отделяет свое существо ни от природы, ни от себя самой, ни от других людей, которых она необыкновенно точно и проницательно видит. И Ауг берет эту конкретику на себя: то иронически отстраняясь, то экстатически бурно переживая его трансформации, то спокойно транслируя ряд бесконечных дней, которые Инес де Кастро проводит в ожидании инфанта, она фиксирует течение времени. Так свободно меняя тон рассказа, почти неподвижная рыжая красавица скрепляет воедино телесное и духовное, показывает всем своим существом, что оно никогда и не разлучалось.

Предвидя, быть может, ошибочно, усталость, которую зритель может почувствовать на середине этого спектакля, скажу, что усталость — это хорошо, это значит, время прошло через нас и оставило след. Но эта усталость не от пустоты, а скорее от отчаяния и страха, которые овладели героиней, когда она боялась, например, за своих детей, или когда она просила пустить ее к болеющему инфанту. Словом, это усталость за битву за жизнь, которая оказывается слабее любых других битв. В этом смысле спектакль «Сад» — это такой маньеристский привет уходящей натуре и иллюзиям, то есть тому, что мы теряем безвозвратно каждый час и что смогла удержать в своих нежных руках странная португальская женщина родом из XIV века.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: