22 апреля 2021 года состоялась 27 торжественная церемония вручения премии «Золотая Маска». Впервые на сцене концертного зала «Зарядье», в котором церемония должна была пройти еще весной 2020 года. «Зарядье» – концертный зал, с огромным современным органом и круговой панорамой зрительного зала на 360 градусов. Такая нестандартная для театрального пространства конфигурация  зала послужила дополнительным и творческим,  и организационным вызовом для всех, кто придумывал и проводил церемонию. Сегодня запись церемонии можно посмотреть онлайн. Специально для редакции «Вашего досуга» Анастасия Ильина выяснила, как было устроено вручение премии.

«Конечно же, площадка, на которой проводится церемония, играет большую роль» –  утверждает Наталья Шумилина (Тищенко), исполнительный директор фестиваля. – «Очевидно, что театральный зал – Большого ли театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко или любого другого крупного театра – это привычное пространство для зрителей церемонии – все-таки премия у нас театральная. И с постановочной точки зрения на театральной сцене чувствуешь себя  увереннее. Однако, время от времени мы все же рискуем и выходим в новые для нас пространства – так в 2009 году награды вручались в атриуме Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, в 2010 и 2011 – в Гостином дворе, а в этом году – на сцене концертного зала «Зарядье». Конечно же, работа в нетеатральном пространстве несет в себе ряд технических сложностей – недостаток или отсутствие необходимого оборудования, нужного персонала, неудобно спланированные помещения или полное их отсутствие, в конце концов – отсутствие кулис, которые скрывают «постановочную кухню», все эти задачи приходится дополнительно решать. А с другой стороны, выход за пределы сцены-коробки неизменно меняет ощущение от самой церемонии, дает  больше пространства, воздуха –  и это всегда влияет на саму концепцию Церемонии, в каком-то смысле, даже диктует постановщикам художественные задачи». 

Нина Чусова, уже несколько раз выступавшая режиссером церемонии, и в этом году также входившая в команду постановщиков,  подтверждает слова Натальи: «И конечно же,  Зарядье – сложный зал. Использовалось все возможное  пространство, действительно, не было никакого закулисья и нужно было приноровиться к этому всему, и художнику тоже. Зал вообще ведет себя по-разному – если есть зритель и если нет зрителя. Актеры говорят в микрофон, это тоже сложно – большая работа была проделана звукорежиссером. Ведь зал приспособлен для того, чтобы актеры работали вживую. И тем не менее, мне кажется,  мы справились».

Стоит понимать и еще одну важнейшую вещь: по сути, ту церемонию, которая состоялась в апреле этого года, зрители должны были увидеть еще в апреле 2020. Не представляя, что будет ждать все российские театры той весной, Нина Чусова обратилась к Жене Беркович с просьбой написать сценарий для предстоящего вручения. Вот как начиналась подготовка со слов Жени: «Сценарий писался под это пространство. Сначала Зиновий Марголин (художник церемонии) и Нина придумали, что должна быть зеленая трава, три сестры и военный оркестр! И было известно, что это «Зарядье». С этим они и пришли – напиши сценарий. Вот такие вводные. Я и написала. Но тут все это стало переноситься-переноситься, до конца мы не знали, будет это все живьем или не будет. Мы посовещались и поняли, что все в последний момент может поменяться, и придется делать осенью, а потом уже и онлайн, а такой формат надо делать максимально просто, не выпендриваться. Выпендриваться все равно хорошо не получится – это надо готовить, чтобы был крутой видео-формат, что потребует много сил, времени и денег. Поэтому в прошлом году сделали чисто и внятно – студия, ведущие. Сценарий было жалко тратить на онлайн, и непонятно, что с ним было делать, поэтому его отложили, с уговором, что мы это сделаем через год». 

Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление и вспомнить ту 26ую церемонию, которую перенесли на осень, и впервые за всю историю существования Премии награждали лауреатов в режиме онлайн: ведущие церемонии, Сергей Епишев и Дарья Мороз, вели ее со сцены Музыкального театра им.  К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Наталья Шумилина так комментирует это решение дирекции: «Идея показывать Церемонию в прямом эфире появилась уже нескольких лет назад, но по разным причинам нам не удавалось ее осуществить. Пандемия 2020 года отчасти даже помогла нам окончательно принять это решение, по сути, не оставив выбора. Награждение  состоялось при пустом зале, но онлайн формат позволил организовать прямую связь с лауреатами, тем самым объединив все театральное сообщество, несмотря на невозможность де факто собраться вместе». Это придало церемонии ощущение невиданного доселе спонтанного выражения эмоций, и добавила толики юмора в достаточно пафосное мероприятия. Забавно было наблюдать, как сидящий перед экраном Борис Мильграм, художественный руководитель пермского Театра-Театра, узнав о победе в номинации «Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле» актрисы Анны Огорельцевой из созданного им мюзикла «Винил», кричит ей «Аня, беги сюда скорей!», а на камеру поясняет «Сейчас прибежит, она на репетиции», и действительно вся страна наблюдает, как в кадре появляется актриса не в длинном вечернем платье в пол, как подобает на церемонии, а вполне в будничной одежде, удобной для репетиции, и как она действительно не ожидая победы, сбивчиво говорит, когда ее переполняют эмоции. Но главное, что саму церемонию посмотрело несравненно большее число зрителей, нежели вместилось бы в театральный зал. Дирекция фестиваля получила огромный отклик от тех, кому впервые удалось увидеть награждение в момент его проведения, а не спустя неделю или больше, как обычно это случалось на телеканале «Культура» – тогда отложенная трансляция превращалась немного во «вчерашние новости», поскольку главная интрига была уже раскрыта.

Этот момент решили взять на вооружение и проводить прямую трансляцию и на следующей церемонии. Получается, что в этом году впервые состоялась онлайн трансляция большой церемонии «в живую», с сидящими в зале членами жюри и номинантами, театральными критиками и партнерами Фестиваля, к которой мог подключиться и посмотреть любой желающий из любой точки мира. Работа творческой и продюсерской команды церемонии при таком режиме резко выходила на другой уровень, ответственность вырастала в разы. «Мы не имели права ни на какие ошибки, потому что не было ни одной секунды задержки, все шло, как шло. И это, конечно, накладывало большие требования к проведению. И, слава богу, что никто не заметил какие-то помарки, а они были. То есть иногда приходилось принимать решения прямо во время действия. Все было волнительно, не было момента расслабиться»  – так комментирует все происходившее Нина Чусова. 

Подтверждает ее слова и Женя Беркович: «Они (техническая команда) сделали прям кино, супер-качество. Александр Сиваев, художник по свету, целые сутки с этим возился, он настраивал свет, который из зала практически не видно, он делал его именно под трансляцию, чтобы на экране было красиво, свет менялся, были крупные планы, были акценты».

Сложность проведения трансляции заключалась еще и в том, что  сценарий Беркович предполагал целый спектакль, с пятью исполнителями – чеховскими сестрами, Наташей и Андреем, вместо традиционных ведущих, что в общем-то нетипично для церемонии. Чусова и Беркович работали в паре, при этом все организационные задачи легли на плечи более опытной Нины, а текст и работа с актрисами – на плечи Жени. Роли трех сестер исполнили актрисы Александра Урсуляк, Светлана Мамрешева и Анастасия Лебедева, а супругов Наташи и Андрея Прозоровых сыграли Варвара Шмыкова и Илья Мовчан. Этот выбор Женя комментирует так: «Нам было важно, чтобы это были универсальные артисты, и чтобы они были с юмором, с самоиронией, которые с какой-то клоунской харизмой, чтобы они были живые, смелые, не просто стояли в красивых платьях». Стоит добавить, что актриса Варвара Шмыкова сама впервые соприкоснулась с миром «Золотой Маски»: «Я в этом году первый раз была в принципе на этой церемонии. То есть я никогда не была ни номинирована, ни приходила кого-то поддержать. Было очень волнительно… Церемония же длинная, и она не про развлечения, люди пришли результаты Премии узнать, было удивительно приятно, что несмотря на официоз, шло какое-то действие, за ним наблюдали, и была ответная реакция, и какая-то тишина в нужное время, и смех, и живые реакции». Появление на сцене Шмыковой в роли Наташи в сочетании с онлайн трансляцией церемонии дало вообще какой-то неожиданный эффект, по замечанию Жени Беркович: «Эта первая церемония, которая стала интересна российскому инстаграму. Там вообще другая аудитория, там люди комментируют Варины луки, они вообще не понимают, что это театральная церемония, что там это Чехов, на полном серьезе обсуждают «Ну розовое платье, наверное да, слишком вульгарно!».

Несмотря на все сложности, церемония, прошедшая 22 апреля в  «Зарядье», стала настоящим праздником для всего театрального мира. «Мы очень долго ждали возможности снова собраться в одном зале, пусть с соблюдением необходимой дистанции, но снова увидеть коллег, всех номинантов, лично поздравить  друг друга с завершением фестиваля. А онлайн трансляция расширила круг вовлеченных, соединила тех, кто был на сцене и в зале «Зарядья», с теми, кто смотрел церемонию в самых разных городах страны» - делится своими мыслями Мария Ревякина, генеральный директор фестиваля. Она выходит на сцену каждый год чтобы сказать слова благодарности не только всем партнерам, номинантам, членам экспертного совета и жюри, но и всем тем, кто принимает участие в подготовке и проведении этого грандиозного мероприятия, ведь как никто другой знает, о чем говорит: «Церемония – это ключевой момент Фестиваля, завершающий длившуюся несколько месяцев конкурсную программу. Этого момента ждут все номинанты и театры-участники. При этом подготовка  церемонии начинается намного раньше самого фестиваля: как правило, проводя вручение  этого года, мы уже знаем дату следующего и начинаем его готовить. Это настоящий марафон для продюсерской и творческой команды. И это не только то, что мы видим на сцене – оркестр, вручантов, счастливых лауреатов. Это колоссальная  подготовительная работа десятков  специалистов, в которой нет второстепенных деталей. Продумано и подготовлено должно быть всё – от  рассадки гостей  в зале до  наклейки на Маску лауреата именной шильды. В команде церемонии есть свой помреж, гример, каллиграф и бутафор. И конечно, мы все, причастные к подготовке, переживаем, чтобы ничего не было забыто, чтобы получился настоящий театральный праздник, способный объединить всех, кто собрался в зале и за его пределами.  И самое сложное в этом – сохранять спокойствие несмотря ни на что».

Действительно, то, что видят пришедшие на церемонию гости, как верхушка айсберга, является только 10% всей той огромной работы, которая проводится до, во время и после самой церемонии. За день, а иногда и за два на площадку завозится оборудование и декорации, начинается монтаж. Параллельно идут репетиции. В сам день продюсерская команда работает с раннего утра, ведь нужно успеть все: проследить, чтобы вовремя приехало необходимое оборудование и цветы для вручения номинантам, подготовить и в строжайшей секретности охранять сами награды – Маски, отсылающие к легендарному эскизу Олега Шейнциса,  установить пресс-вол, где журналисты и фотографы будут ждать лауреатов,  и стол, где на награды прикрепят уникальную табличку с именем победителя – шильду, разложить программки со списком номинантов, встретить и найти место в зале аккредитованным фотографам и съемочным группам и еще масса других дел. 

Зрителям, смотрящим церемонию в зале и на своих экранах, и в голову не приходит, какая огромная и интенсивная работа ведется «за кулисами». Прежде всего стоит понимать, что существует определенный сценарий, порядок действий и логистика передвижения участников церемонии. Ведущие со сцены объявляют  номинацию – в этот момент в зал выбегают артисты миманса, задача которых – вручить всем номинантом цветы. Дальше вскрывается конверт и зачитывается заветная фамилия, после чего лауреат должен подняться на сцену и получить из рук вручантов саму Маску, сказать какое-то ответное слово. Дальше лауреата провожают в фойе, где его уже с нетерпением ждут фотографы для съемки и журналисты, чтобы записать с ним интервью. Далее на Маску лауреата прикрепляют именную шильду. И вот здесь у многих может возникнуть резонный  вопрос – так что же, Маски разве не именные изначально? Сами призы приходят на церемонию лишенными какой-либо персональной айдентики, абсолютно одинаковые. Именными их делают лишь после получения, прикрепляя прямо на церемонии ту самую шильду. И шильды приготовлены для всех спектаклей и номинантов, ведь интрига – кто именно получит Премию, сохраняется до конца. Дополнительно к основному призу лауреат уносит с собой его мини-версию – маленький ювелирный значок в специальной коробочке. Причем Маска в одной номинации всегда вручается в единственном экземпляре, даже если ее лауреатами стали несколько человек. А значок получает каждый свой личный. Так в этом году Премию за лучшую актерскую работу в театре кукол получили сразу три артиста петербургского театра «Karlsson Haus» – Ася Галимзянова, Ольга Драгунова и Анатолий Гущин. Они втроем ведут в спектакле «Девочка со спичками» планшетную куклу главной героини, поэтому и были номинированы вместе. 

Когда все формальности соблюдены, лауреата с ценным грузом провожают обратно. И не только, чтобы он смог посмотреть церемонию до конца и порадоваться за коллег.  Получив Маску в своей частной номинации, ему может выпасть шанс выйти на сцену еще раз уже в составе команды спектакля – вручение Премий за постановки в целом «завершают» награждение каждого жанра. 

Таким образом, в зале постоянно происходит движение, незаметное зрителю трансляции. И в него включено большое количество людей: сотрудники штаба, которые провожают лауреата по всему маршруту, капельдинеры площадки, артисты миманса, технический персонал трансляции, операторы и т.д. Все строго в соответствии со своей ролью – кто-то отводит лауреата к журналистам, кто-то отвечает за то, чтобы на Маске появилась шильда, кто-то другой  возвращает победителя обратно в зал по другому маршруту, кто-то  в фойе у дверей в зал раздает мимансу цветы для вручения, кто-то постоянно находится на пресс-волл с фотографами и объявляет имена лауреатов. Несмотря на продуманность логистики и контроль сотрудников, все предугадать нельзя. Вмешивается человеческий фактор: например, кто-то из лауреатов «теряется» – не возвращается в зал или наоборот, пытается выйти обратно через сцену. У всех сотрудников продюсерской команды церемонии есть рации, по которым передаются экстренные «сводки с полей»,  чтобы можно было скоординировать действия тех, кто работает за кулисами, в фойе, за сценой и не видит друг друга. Помимо всего многообразия профессий, которые соединяет в себе техническая группа церемонии, в ней есть и своя служба экстренной доставки. Эти «бойцы невидимого фронта», «крепыши», как их когда-то ласково окрестили, постоянно на связи и готовы быстро помочь переносить любые, даже самые тяжелые, предметы когда угодно внутри здания.

Весь день церемонии десятки людей работают слаженно, четко и по графику, как один большой организм, где каждая группа клеток выполняет свою строго определенную, но жизненно важную функцию.  Даже когда сама церемония подходит к концу, и все гости выходят из зала, сотрудникам продюсерской команды расслабляться нельзя. Ведь впереди финальный этап работы –  вовремя отправить всех уезжающих в ночь номинантов и лауреатов домой или на вокзалы и аэропорты.  Ведь графики у героев этого дня порой бывают очень жесткими: вот сегодня вечером ты получил «Золотую Маску», а завтра, в 7 утра, тебе уже нужно быть за тысячи километров от Москвы на репетиции, спектакле или съемке, вот и приходится, не успев пожать всем коллегам руку и обнять друзей, мчаться на нужный рейс или поезд. А продюсерской команде думать уже о следующей церемонии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: