В конце февраля и начале марта Фестиваль «Золотая Маска» планирует провести в Москве Внеконкурсную программу «Маска Плюс». Программа состоится в 13-й раз и представит спектакли российских театров из Санкт-Петербурга, Архангельска, Новосибирска, Сыктывкара, Перми и Южно-Сахалинска. Всего в афишу «Маски Плюс» 2021 года вошло 12 постановок. Программа сформирована кураторами проекта – театральными критиками Юлией Клейман и Верой Сердечной. Редакция «Вашего досуга» делится рекомендациями кураторов, которые спектакли посмотрели и отобрали.

«Зона красоты» (Новосибирск)

Кто: Театр «Понедельник выходной»
Где: Театр им. А.С. Пушкина, Филиал
Когда: 27 и 28 февраля в 19:00

Спектакль родился из вполне реальной истории: Сергей Дроздов проводил конкурс красоты в женской колонии. Тексты «подслушаны» у женщин-заключенных и дают суровый срез социальных ситуаций, приводящих в колонию. При всей документальности монологи представляют собой классические автобиографии из тюрьмы, с их бравадой, с их невольным или намеренным манипулированием: музыкальный лейтмотив спектакля – «Bad Guy» Билли Айлиш. Спектакль минималистичен по оформлению, акцент сделан на черный цвет: черные костюмы экстравагантного вида, темный макияж, роковые взгляды. Шесть женщин танцуют, поют, рассказывают – вот только место им в маленьких комнатушках, огороженных цепями, как прутьями клеток. «Шикарные» костюмы постепенно превращаются в одинаковые халаты, знак унизительного равенства, взгляды смягчаются, макияж размазан. Сложная задача актрис состоит в том, чтобы передать ту неизбежную театральность, с которой говорят о себе заключенные, и отделить зерно правды от полуфольклорной самопрезентации. (Вера Сердечная).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Грибы» (Новосибирск)

Кто: Молодежный драматический театр «Первый театр»
Где: Театр им. Вл. Маяковского, сцена на Сретенке
Когда: 28 февраля и 1 марта в 19:00

«Грибы» по пьесе современного автора Натальи Зайцевой – спектакль-воронка, убедительно расшатывающий представления об антропоцентризме. Завязка – поход группы молодых людей в лес за грибами – не приведет к развязке: к финалу любая событийность будет казаться относительной и ненужной. В грибнице смыслов переплетутся проблемы экологии и проблемы исторической памяти, но первые окажутся важнее. Место реальных персонажей ненавязчиво займут фантомы из прошлого, истории не получится, потому что все человеческие истории вообще остались в мире, которого больше нет. Актеры «Первого театра» существуют в пространстве спектакля очень сдержанно, максимально отстраиваясь от возможности прочтения фабулы как бытовой. Медитативное погружение в новую мировоззренческую матрицу решено режиссером Полиной Кардымон и художником Евгением Лемешонком через смещение жанровых границ: спектакль начинается с выставки, а движение актеров по кругу остраняется клиповым видео и ярко расписанными костюмами-декорациями, отсылающими к футуристическим проектам. (Юлия Клейман).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«История одного города» (Архангельск)

Кто: Молодежный театр
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Когда: 1 и 2 марта в 19:00

Заходя на территорию спектакля «История одного города», зрители рассаживаются вдоль стен, оказываясь в квазимузейном пространстве: по всей сцене расставлены большие вазы, в их причудливой росписи зашифрована альтернативная история человечества. В программке написано, что зрители могут свободно перемещаться, и публику даже вызовут в пространство действия, но этот иммерсивный ход ироничен, потому что спектакль не о диалоге, а об его отсутствии. В этой истории есть не только косматый Салтыков-Щедрин, бормочущий свой текст в уголке, но и его персонажи, городничие, воплощенные в самых странных образах: трансвестит, полуголые красотки и так далее. С пылом, достойным Щедрина, на осколках его текста, на пепелище культуры (а в вазах – пепел) режиссер рассказывает нам о расчеловечивании homo sapiens, о его нисхождении в неразумие, о том, как явления культуры становятся дешевыми артефактами, и о том, что человек по сути своей лишь примат. Правда, способный к символическому мышлению. (Вера Сердечная).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Пока все дома» (Пермь)

Кто: Театральная компания «немхат»
Где: Seasons Project
Когда: с 1 по 8 марта в 20:00

Спектакль молодого режиссера из Перми Александра Шумилина «Пока все дома» – вечерние посиделки с музыкой и домашней едой, которые незаметно превращаются в разговор о сложных, банальных, смешных, глупых, шокирующих и бесконечно трогательных вещах. Сюжетной рамкой становятся задаваемые режиссером темы, принесенные хозяевами фотографии и общий чат (не забудьте взять смартфон и наушники!), который во время спектакля пополняется референсами из мира музыки и кино. Но спектакль сработает, только если приглашенные к столу гости (их восемь – по числу хозяев) смело отдадутся потоку беседы, деликатно управляемой автором, если позволят себе быть и искренними, и любопытными. В маленькой комнате нет актеров и зрителей, перформеры – пермские студенты непрофильных вузов – постоянно ротируются, а потому возможность повлиять на ход вечера есть у каждого. Ведь у каждого имеется история, которая стоит того, чтобы быть рассказанной. (Юлия Клейман)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Мария Стюарт» (Южно-Сахалинск)

Кто: «Чехов-центр»
Где: Губернский театр
Когда: 2 марта в 19:00

«Мария Стюарт» из самого удаленного от Москвы театра России – в последние годы неизменно привлекающего интерес критиков – настоящий спектакль большой формы. Такой, каким только и может быть костюмный спектакль по поэтической драме в XXI веке – пронизанный иронией, избыточный в своей визуальности, балансирующий на грани китча. Это вторая после «Собачьего сердца» совместная работа режиссера Олега Еремина и художника Сергея Кретенчука в «Чехов-центре». И снова первое и второе действие контрастны, а силы зла решены как вызывающе утонченный бестиарий. Борьба двух королев-красавиц – это не только женское легкомыслие против политической прозорливости, это еще и модерн против барокко, естественное изящество против грима, бархатного кринолина и воротника-фрезы. Мария и Елизавета будто отражаются друг в друге, в их взаимной завороженности есть место и восхищению, и ненависти. В предложенной системе координат, в декадентски зловещей атмосфере пряного эротизма язык Шиллера звучит как единственно возможный, а трагический исход как единственно красивый. (Юлия Клейман)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Лев и птичка» (Санкт-Петербург)

Кто: Большой театр кукол
Где: Центр драматургии и режиссуры, Сцена на Беговой
Когда: 3 марта в 17:00 и 19:00 и 4 марта в 13:00 и 15:00

«Лев и птичка» – постановка молодого режиссера Владислава Тутака, без пяти минут выпускника мастерской Руслана Кудашова. Книжка-картинка Марианны Дюбюк о трогательной дружбе хищника и пичужки превратилась в многослойный спектакль, в гимн магии театра. Здесь нашлось место и аристократичному бархату в обрамлении позолоты, и перчаточным куклам (привет ярмарочным потасовкам Панча и Джуди), и королеве Елизавете I в роли львицы (или наоборот?) за клавесином, и эстетике комикса. Это полная иронии игра в барочный театр, где пафос не превращается в патоку, и все шаблонные, навязываемые поп-культурой проявления любви и печали немедленно спускаются с небес на землю. Часто – буквально. Картонные тучи разверзаются, и золотая молния преследует льва, а на картонной могиле декламирует свои куплеты червяк, в этой вселенной он – могильщик из «Гамлета». Смерть – часть жизни, она рядом, но скорбь не может длиться вечно. И, возможно, после спектакля родителям и детям будет немножко легче поговорить друг с другом о своих чувствах. (Юлия Клейман)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Лавр» (Санкт-Петербург)

Кто: Театр «На Литейном»
Где: МТЮЗ
Когда: 3 марта в 19:00

Первая постановка «Лавра» Евгения Водолазкина воссоздает ткань романа своей полифоничностью: разноголосием героев, которыми, как масками, легко обмениваются актеры. Да и время здесь многослойно: история средневековая, а разыгрывают ее как будто бы советские люди, на фоне вездесущего бетонного забора. Режиссер и артисты вычитывают из прошлого житие целителя Арсения, словно археологи, по осколкам собирающие прошлое. История движется на сцене как минимум в трех тональностях: средневековой, советской и современной – три среза нашей ментальности, по-разному ярко отзывающиеся сегодня. Многоголосица персонажей дополняется песнопениями и звучанием традиционных инструментов, погружая вовлеченного зрителя почти в транс. Это одновременно спектакль о том, как артисты читают книгу, и попытка найти нечто неизменное во всех эпохах – например, историю человека, живущего по совести. Ведь это возможно в любые времена. (Вера Сердечная).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Великий пожар» (Санкт-Петербург)

Кто: Гете-Институт в Санкт-Петербурге и Гете-институт в Москве
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Когда: 4 марта в 19:00

«Эту тьму нельзя описать словами…». В спектакле-концерте «Великий пожар» текст современного немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига вступает в сложные, лишенные монотонности отношения с музыкальными пассажами. За роялем – Петр Лаул, в его исполнении звучат Бах, Бетховен, Брамс, Шуберт. На сцене – Мария Лопатина: хрупкий Пьеро с изломанной пластикой в золотом жабо. Нежный голос плетет вязь пасторальных кружев о двух семьях, разделенных рекой. Но идиллия длится недолго: доброе соседство не выдерживает нищеты, природные катаклизмы и человеческая нетерпимость отражаются друг в друге, как берега в водах реки. Пустое пространство, освещенное лишь стойками с разноцветными галогеновыми лампами, выглядит и карнавально, и зловеще: на словах о мессе веселые огоньки вдруг заставят зрителей потупить взгляды. Пьеса написана поэтически и без разделения на реплики персонажей, и режиссер Олег Еремин выстроил звучание слов на сцене симфонически, в синкопированном ритме. Актриса виртуозно существует в вычурном и экстравагантном сценическом рисунке, где экспрессия танца неожиданно оборвет мелодичное звучание голоса, когда тьму уже нельзя будет описать словами. (Юлия Клейман).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Сказка о золотом петушке», (Санкт-Петербург)

Кто: Театр «Karlsson Haus»
Где: Театр на Таганке, Малая сцена
Когда: 5 и 6 марта в 19:00

Недетская сказка Пушкина о войне, власти и вожделении поставлена как совсем не детский спектакль, своего рода восточная «Игра престолов». Этот переливающийся пайетками, приколачивающий пестиками театральный текст вовсе и не инсценирует сказку, а конструирует новый миф, в котором сказочная темная Русь исполнена тайны, соблазна и коварства. Символ волшебной власти, Петушок, создается магом-алхимиком и остается страшным, распадающимся на части творением, которое переходит из рук в руки, им становятся одержимы. Только кукольники могут так управлять этой дискретной тварью. Если у Пушкина торжествует суровая справедливость, то тут этого нет: миф о воздаянии в истории также подвергнут переосмыслению. Спектакль предстает как монтаж отдельных сюжетов, в разных жанрах, с разным посылом: но так и творится история, оборачивающаяся то трагедией, то фарсом. Повторяется настойчиво и болезненно лишь мысль о постоянстве насилия, о братоубийственной сути глобальной истории и о вечных соблазнах власти: «Царь умолк, ей глядя в очи, / И забыл он перед ней / Смерть обоих сыновей». (Вера Сердечная)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Фабрика историй» (Санкт-Петербург)

Кто: Театральная компания «Разговоры» фонда «Alma Mater»
Где: Новое Пространство Театра Наций
Когда: 5 и 6 марта в 19:00

Вы же когда-нибудь рассказывали сказки в уютном уголке? Или вам – рассказывали? Вот так и профессиональные актеры вместе с группой артистов с аутизмом, студентов Центра «Антон тут рядом», берутся поведать немногочисленным зрителям необычные сказки. Спектакль работает по законам сторителлинга: берутся знакомые или незнакомые истории, и тут же, на глазах, из них создается театр. Каждому артисту с аутизмом помогает актер-профессионал; несложными средствами, но изобретательно, они ткут ткань истории, в которой раскрепощается и играет каждый. Этот путь, от внутренней сказки к сценическому творчеству, проложила для участников спектакля французская сказочница и антрополог Элен Мале. А музыку сочинил ансамбль «Чинари band». «Фабрика историй» стала местом встречи людей с особыми потребностями, музыкантов, актеров и зрителей. Это спектакль очень обаятельный и тонкий, где размываются границы анализа и есть место творчеству здесь и сейчас, неподдельной живой театральности и настоящим открытиям. (Вера Сердечная)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«СКТВКР» (Сыктывкар)

Кто: Молодежный театр Республики Коми
Где: МТЮЗ
Когда: 9 и 10 марта в 19:00

Спектакль сделан в жанре городского вербатима, рассказов горожан о том, что это за город такой – Сыктывкар, столица Республики Коми. Название постановки не зря укорочено почти до хэштега: Максим Соколов и команда актеров стремились воссоздать ощущение «жить в Сыквтывкаре» как состояние, почти вшитое в генетический код. Место обитания персонажей – неглубокий бассейн: то ли неизбывная северная лужа, то ли тот водоем, из которого вышла утка, создающая мир в мифологии коми. Игра с водой и огнем возводит рассказ о городе до уровня мифа – мифа о жизни на севере. Этот миф приобретает разные воплощения, среди них и рассказ о борьбе за Шиес, и монолог русалки, и история о том, как человек спас самолет от крушения – только потому, что год за годом поддерживал посадочную полосу на заброшенном аэродроме. (Вера Сердечная).

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

«Донецк. 2-я Площадка» (Санкт-Петербург)

Кто: Театр ЦЕХЪ и Экспериментальная сцена театра-фестиваля «Балтийский дом» п/р Анатолия Праудина
Где: Центр дизайна «Artplay», Малый выставочный зал
Когда: 9 марта в 19:00

«Донецк. 2-я площадка» – спектакль-вербатим, созданный Анатолием Праудиным после поездки на передовую вместе с актером и художником: команда провела полтора месяца на донецком химзаводе. А вот герой спектакля Жека, похоже, останется на пограничной территории навсегда. То, что делает в спектакле Иван Решетняк, сложно назвать актерской игрой – это полная идентификация, без зазора. В застиранной толстовке, спортивках и шлепках поверх шерстяных носков, согнувшийся на табуретке с сигареткой в руках Жека рассказывает, как сделал неправильный выбор в ситуации, когда выбора никакого и не было. Теперь он не может ни в Россию («кому я там нужен»), ни в Украину (в паспорте есть штамп, с которым расстреляют). В режиме реального времени Жека варит суп, неторопливо – то агрессивно, то растерянно – погружая нас в будни, где разбомблен водопровод, где нужно спать в шапке, где мародерство – обычное дело. Он ничего толком не выбирал, он просто хотел зарабатывать не семь тысяч гривен, а двадцать, ну и оказался там, где оказался. В финале пьяный Жека валится на кровать – ведь на морозе и с технической водой вместо питьевой без дезинфекции – никак. В течение спектакля темные стены покрываются новоявленными фресками: художник Игорь Каневский рисует на них тех, о ком рассказывает Жека. Их много, и у них тоже – без вариантов. (Юлия Клейман)

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: