Театральный сезон в условиях эпидемии и закрытых границ, ограниченной рассадки в зрительном зале и с призраком карантина за спиной вынуждает относится к планированию осторожно. Вместо того, чтобы расписывать сезон московских театров, «Ваш досуг» предлагает помечтать, каким он может стать, если все будет хорошо.

Театр Наций: Диана Вишнева и Робер Лепаж

Каждый весенний месяц в Театре Наций будет ознаменован премьерой. В марте в рамках программы «Достоевский 200» выйдет спектакль «Зимние записки о летних впечатлениях» Елены Невежиной с Ильей Исаевым и Лизой Арзамасовой. В апреле Данила Чащин выпустит премьеру «Живой Т» по пьесе Льва Толстого «Живой труп» с Еленой Николаевой и Дмитрием Лысенковым, а в мае нас ждет «Левша» Николая Лескова в постановке Максима Диденко при участии Евгения Стычкина в роли Левши и Дианы Вишневой в роли Блохи.

Несмотря на такую насыщенную весну театр планирует еще одну летнюю премьеру, прежде чем отпустить зрителей на каникулы. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Константина Богомолова, при удачном стечении обстоятельств выйдет уже в июне.

Осенью, к дню рождению Евгения Миронова, в Театре Наций запланирована премьера «Мастера и Маргариты» в постановке Робера Лепажа с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Виктором Вержбицким и Андреем Смоляковым.

«Современник»: Виктор Рыжаков и Владислав Наставшевс

В юбилейном для театра сезоне запланировано сразу несколько масштабных событий и премьер. 15 апреля, в день рождения театра откроется выставка в ММСИ, под кураторством Алексея Трегубова. «Современник» и Мобильный Художественный Театр выпустят совместный аудиоспектакль «Вечно живые», предназначенный для индивидуального прослушивания в пути от театра до Триумфальной площади. Слушатели спектакля смогут пройти маршрутами, по которым бродили основатели «Современника». На основной сцене 65-летие отметят документальным проектом «Семь» о судьбах создателей «Современника» в постановке Виктора Рыжакова по пьесе Михаила Дурненкова.

На оставшееся до апреля время театр запланировал еще несколько премьер. Пятого февраля на основной сцене впервые сыграют «чёрный фарс» по пьесы Флориана Зеллера «Мама» в постановке латвийского режиссера Владиславса Наставшевса с Ксенией Раппопорт и Игорем Гординым в главных ролях. Проект станет коллаборацией «Современника» и продюсерского агентства «Entracte». 

В марте театр выпустит музыкальный спектакль о Цое «Живой» Виктора Рыжакова и Татьяны Бурель, включающий в себя масштабную выставку (куратор Игорь Мухин), которая займет почти все пространства театра.

В апреле также выйдет саунд-драма по роману Сомерсета Моэма «Театр», режиссёра Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Театр на Таганке: Юрий Муравицкий и Лера Суркова

Театр на Таганке готовит музыкальную премьеру по мотивам оперы Джакомо Пуччини «Тоска». История, в постановке Леры Сурковой по пьесе Михаила Дурненкова, перенесет зрителей в жесткое и романтизированное время — девяностые годы двадцатого века. Песни Флории Тоски прозвучат, как «крик души» о разбитых мечтах и надеждах потерянного поколения. Музыку к спектаклю напишет композитор Алеся Маньковская, а автором песенных текстов станет Женя Беркович.

Второй премьерой сезона в театре станет комедия Антона Чехова «Вишневый сад» в постановке Юрия Муравицкого. Цель спектакля по словам режиссера  – «развеять скуку и тоску, сломать стереотипы, убрать лишний пафос и вернуть пьесе свежее дыхание».

Электротеатр Станиславский: Юлия Ауг и Марфа Горвиц

11-14 февраля Электратеатр Станиславский совместно с театральным агентством «Арт-Партнер XXI» представит зрителям премьеру по пьесе Алексея Шипенка «Сад». Драматург использует канву реальных событий, произошедших в средневековой Португалии, когда возлюбленная инфанта дона Педру, Инес де Кастро, была сначала казнена, а посмертно возведена в королевский сан. Режиссером спектакля станет Денис Азаров, а в роли «мертвой португальской королевы» выступит Юлия Ауг.

3-6  марта театр выпустит премьеру по сказкам Тоона Теллегена «Сверчок». По замыслу режиссера Марфы Горвиц и художника Марии Трегубовой центральный образ спектакля — это лес после атомного взрыва, в котором все мутировало, и больше никто не может выполнять свое естественное предназначение. Белка больше не может быть белкой, а сверчок быть сверчком. Обитающих в этом фантастическом лесу зверей накрыли человеческие зависимости и фобии — идентифицируя себя с ними, зрители могут проследить и то, насколько сами далеко ушли от природы.

Театр на Малой Бронной: Константин Богомолов и Андрий Жолдак

Большая часть планов, объявленная в начале сезона, театром успешна реализована, но зрителей все еще ждет обещанный под занавес диптих от художественного руководителя театра Константина Богомолова под общим названием «Москва», в который должны войти пьесы «Месяц в деревне» Ивана Тургенева и «Покровские ворота» Леонида Зорина, а так же «актерская оперетта» «Летучая мышь» Иоганна Штрауса в постановке Кирилла Вытоптова.

В 2021 году театр собирается воплотить в жизнь еще два проекта: спектакль Николая Рощина по пьесе Кирилла Фокина «Вечер в ресторане “Sorbet Glace”» и постановку Андрия Жолдака о Соломоне Михоэлсе.

РАМТ: Алексей Бородин и Егор Перегудов

4-го февраля РАМТ покажет премьеру по пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума» в постановке художественного руководителя театра Алексея Бородина. Знакомый со школьной скамьи текст появится в афише театра не для того, чтобы облегчить знакомство школьников с программой по литературе. В первую очередь это будет спектакль о сегодняшнем дне и по-прежнему актуальном конфликте времени и личности. Алексей Бородин говорит о предстоящей премьере так: «Грибоедов довольно зло и остро написал про компанию людей, которые держатся за способ жизни, где расставлены окончательные роли и приоритеты. Чацкий не готов принять такое положение дел, и все факты, события выталкивают его в никуда. Где он собирается найти оскорбленному чувству уголок».

Вторая премьера для взрослых на большой сцене — спектакль «Сны моего отца» в постановке Егора Перегудова по прозе Романа Михайлова. В прошлом сезоне за инсценировку Михайлова взялся Театра Наций и Андрей Могучий, а результатом стала одна из самых громких премьер года — «Сказка про последнего ангела».

Театр Вахтангова: Юрий Бутусов

Одна из самых ожидаемых премьер сезона интригует уже классическим театральным сочетанием – Уильям Шекспир в постановке Юрия Бутусова. Единственное, что известно о «Короле Лире», который должен выйти 27 февраля, это список актеров принимающих участие в репетициях, среди них: Артур Иванов, Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Юрий Цокуров, Яна Соболевская, Ольга Тумайкина, Евгения Крегжде.

В этом сезоне сразу несколько театров обратятся к творчеству Сомерсета Моэма, автором инсценировки и режиссером-постановщиком вахатанговской версии спектакля «Театр», премьера которого назначена на 26 марта, станет Ольга Субботина. В репетициях принимают участие: Лидия Вележева, Евгений Князев, Андрей Ильин, Павел Любимцев, Ольга Чиповская.

Театр «Практика»: Марина Брусникина и Юрий Квятковский

«Практика» представит новую совместную работу с Мастерской Брусникина по тексту Евгении Некрасовой – «Несчастливая Москва» в постановке Марины Брусникиной. Комедия в семи действиях начинается как сказка о граде из легенд, Москве – «охраняется город четырьмя кругами: Бульварным кольцом, Садовым кольцом, Третьим транспортным и МКАД. Поэтому среди горожан самые защищенные — те, чьи дома втиснуты в Бульварное и Садовое. Кто внутри Третьего транспортного тоже не сильно волнуется. Тот, кто за Третьим транспортным до МКАДа уже, бывает, вздыхает тяжелее, но все равно остается под защитой. А всем, кто МКАДом — тому только пропадать. Но однажды что-то пошло не так и кольца перестали быть волшебными, а привычный мир начал рушится. Идея спектакля родилась у создателей еще до пандемии и стала своего рода предчувствием невиданного нового мира, в котором мы все оказались сегодня.

Вторая премьера театра держится пока в строжайшей тайне и известно о ней лишь то, что режиссером музыкального спектакля станет Юрий Квятковский.

Большой театр: Клаус Гут и Кристиан Шпук

Большой театр заранее анонсировал свои проекты, и в ситуации постоянно меняющихся обстоятельств остается лишь надеяться, что все идет по тому же плану. В том, что надежды не беспочвенны, убеждает афиша на февраль с премьерной «Саломеей»  Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута. Это первый из трех совместных оперных проектов Большого театра и Метрополитен-оперы. Через год после московских показов спектакль будет представлен в Нью-Йорке.

Следующая оперная премьера назначена на 22 апреля, ею станет «Тоска» Пучинни, которую поставит режиссер и художник Стефано Пода. На лето Большой театр запланировал две оперные премьеры: «Ариодант» Генделя в постановке Дэвида Олдена, на Новой сцене и музыкальную комедию Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» в постановке Ивана Поповски на Камерной сцене.

Балетными премьерами 245-го сезона станут «Чайка», музыку к которой напишет композитор Илья Демуцкий, а поставит хореограф Юрий Посохов совместно с режиссером Александром Молочниковым, и балет «Орландо» в постановке Кристиана Шпука.

МХТ им. А.П. Чехова: Рената Литвинова и Алвис Херманис

В феврале 2021 года на Большой сцене МХТ ожидается премьера Ренаты Литвиновой. Это будет ее авторское сочинение по мотивам сценария фильма 1950-х годов Sunset Boulevard, которое будет называться «Звезда вашего периода». Автор пьесы и режиссер — Рената Литвинова. Композитор — Земфира Рамазанова.

Виктор Крамер готовит «Враки или завещание барона Мюнхгаузена», где роль Мюнхаузена сыграет Константин Хабенский. Премьера готовится в сентябре.

Уже ближе к лету 2021 года к сотрудничеству с театром приступит режиссер Эльмо Нюгенен. «Это замечательный режиссер из Эстонии, художественный руководитель молодежного театра Таллина. Он будет делать на Большой сцене "Великую магию" по пьесе Эдуардо де Филиппо. Это замечательная пьеса, в ней много ролей, режиссер очень тонкий умный, чувствует сегодняшний день», - поделился художественный руководиель МХТ Сергей Женовач.

Помимо этого, руководство театра одобрило работу в театре латвийского режиссера Алвиса Херманиса. Женовач рассказал, что ведутся переговоры с английским режиссером Саймоном Макберни. «Очень рад объявить, потому что если это произойдет, я буду счастлив. Он обещал приехать, познакомиться с труппой, мы обсуждаем с ним несколько названий», — уточнил худрук.

Запланированы совместные работы с Олегом Глушковым и Юрием Бутусовым. «Мы стоим в очередь к моему товарищу Юрию Николаевичу Бутусову. У него очень много работы, набрал свой курс. Он тоже очень хочет встретиться с артистами МХТ, ждем его пауз и будем работать с Юрием Николаевичем», - заметил Женовач.

Мастерская Фоменко: Дмитрий Крымов и Евгений Каменькович

Премьера спектакля «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака в постановке художественного руководителя театра Евгения Каменьковича запланирована на ближайший месяц. В работе будут заняты актёры всех поколений театра.

Пандемия изменила, но не отменила планы театра – премьера спектакля «Моцарт. Don Giovanni. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, которая должна была состояться осенью прошлого года, перенесена на 2021 год. Название, к слову, может измениться. С этой премьерой в принципе стоит приготовиться к неожиданным мистификациям.

Театр Пушкина: Евгений Гришковец и Дмитрий Крымов

8, 19, 20 февраля в Театре Пушкина Евгений Гришковец представиит свою пьесу «Между делом» в своей же постановке. Правда, играть сам в спектакле не будет. А ранним летом Дмитрий Крымов выпустит спектакль «Костик» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка». В главной роли -- Виктория Исакова.

МАМТ: Джордж Баланчин и Акрам Хан

В апреле в Московском академическом Музыкальном театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко готовят к возобновлению «Кончерто барокко» Джорджа Баланчина, а также росcийские премьеры балетов Шарон Эяль Autodance и Акрама Хана Kaash. Премьеры планируются на апрель.

Театр Маяковского: Анатолий Шульев и Максим Меламедов

Театр запланировал три большие премьеры, первая по Оскару Уайльду выйдет на Рсновной сцене уже в феврале. Спектакль «Как важно быть серьезным» поставит режиссер Анатолий Шульев. Вторая премьера запланирована на апрель. «Школу жен» Мольера по сценической версии Дмитрия Быкова поставит Максим Меламедов, а главную роль, первым исполнителем которой был сам Мольер, исполнит Анатолий Лобоцкий.

В завершении сезона режиссер Никита Кобелев выпустит спектакль «Инноваторы» по одноименной книге Уолтера Айзексона о людях, благодаря которым появились компьютеры и интернет. Премьера запланирована на май 2021 года и состоится в рамках студии документального театра уже выпустившей такие проекты, как «Декалог на Сретенке» Саши Денисовой и «Человек, который принял жену за шляпу».

Гоголь-центр: Никита Кукушкин

Первая премьера 2021 года в Гоголь-центре назначена на февраль, и, судя по анонсу, спектакль «Человек без имени» станет поводом для споров. Неизвестный герой проводит девять дней на «карантине», получая еду через посыльного. Героем оказывается писатель Владимир Одоевский, и загадочный посыльный с едой здесь тоже неспроста — главные вопросы русской литературной и политической жизни Одоевский рассматривал сквозь алхимию и кулинарию, а историю человечества называл «описанием битв, разбоев и переселений, происходящих от голода». «Человек без имени» вторая режиссерская работа Никиты Кукушкина в сложившемся творческом тандеме с драматургом Валерием Печейкиным.

Театр Моссовета: Евгений Марчелли

В этом сезоне художественным руководителем театра стал Евгений Марчелли и в планах Моссовета уже значатся две его премьеры: «Фрекен Жюли» Августа Стринберга на сцене «Под крышей» и масштабная постановка по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры».

Театр Олега Табакова: Сергей Газаров

Премьера «МОЛЬЕР, аvec amour» в постановке Сергея Газарова назначена на 28 января и станет одной из первых премьер 2021 года.  В основу спектакля легла пьеса «Полоумный Журден» написанная Михаилом Булгаковым по мотивам «Мещанина во дворянстве» Мольера. Главное отличие Булгаковской версии в том, что пьеса развернута к зрителю со стороны кулис. Прежде чем увидеть героев они встречают актеров Мольера, вынужденных делать срочный ввод на главную роль, отчего пьеса играется словно в первый раз. По словам режиссера, «визуально спектакль решен неожиданно, очень смело и непривычно — зрителей ждет сюрприз».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: