25 октября в Москве стартует второй международный фестиваль документального театра им. Дмитрия Брусникина. Юля Кармазина изучила программу и рассказывает, что в этом странном году предлагает Brusfest.

Спектакли-калейдоскопы о смерти и футболе

Первыми в нашем гиде стали постановки, состоящие из фрагментов, реплик, сцен, которые в зависимости от заданных условий (например, посредством генерации случайных чисел), складываются в уникальное событие. Повторить или воспроизвести их в точности нельзя. На фестивале покажут два спектакля-загадки и обе загадает «Один театр», независимый театральный проект из Краснодара.

«Жизнь мертвецов» — спектакль-путешествие в область, о которой люди предпочитают не думать и не говорить: небытие или проще — смерть. Каждая новая локация предлагает соприкоснутся с тлением, разложением, конечностью существования, страхом или принятием собственной бренности. За два часа зрители успеют увидеть лишь половину сцен, но этого хватит чтобы собрать из фрагментов путешествия по лабиринтам Аида личную карту смерти.

Второй спектакль в меньшей степени зависит от наблюдателя и в большей от арбитра, поскольку в «Квазифутболе» ритм передачи речи, как мяча, определяется свистком. Помните футбольную лихорадку 2018 года, когда те, у кого не ловил интернет, могли подсесть к незнакомцу в метро с вопросом, какой счет? Люди, завернутые во флаги разных стран, «братались» на улицах российских городов, и мир казался абсолютно открытым. Для тех, кто не забыл, «Квазифутбол» станет интересным театральным опытом. За основу спектакля, повторяющего структуру спортивного матча, взяты интервью жителей города и людей, профессионально связанных с футболом. Не последнюю роль в том, как пройдет спектакль, играют результаты проведённого накануне матча команды ФК «Краснодар». Фестивальный показ состоится после сражения в «Лиге чемпионов»: Краснодар – Челси.

Жизнь мертвецов Фестиваль
драма

Жизнь мертвецов

0,0 Спектакль-инициация Сергея Чехова, где действие развивается в нескольких локациях, а главным действующим лицом становится зритель.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Откровенная и личная история одной художницы и семи самураев

«7 Самураев» Псковского драматического театра — это генеративная опера. «Генеративная» означает, что слова и звуки, которые произносят актеры на сцене, превращаются в музыку с помощью современных технологий в режиме реального времени. Спектакль состоит из личных текстов о страхах. Источником стала серия интервью семи актрис, предстающих на сцене в роли самураев, не побоявшихся выйти к зрителям с собственными обнаженными переживаниями.

«Примитивы» — проект, основанный на биографии белорусской художницы Алены Киш, за скромную плату рисовавшей в деревенских избах ковры. После гибели художницы в 1949 году ее имя было забыто. Режиссёр Александр Марченко и актер Александр Молчанов пытаются отвоевать Алену Киш у небытия. Спектакль «Примитивы» — это поиски личности в темной комнате забвения, состоящие из газетных статей того времени и свидетельств деревенских жителей, собранных художником Владимиром Басалыгиным, заново открывшим для современников работы Алены Киш.

7Самураев Фестиваль
драма

7Самураев

0,0 Генеративная опера Сергея Чехова о механике человеческого мышления.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0
Примитивы Фестиваль
драма

Примитивы

0,0 Спектакль о жизни Алены Киш, белорусской художницы из окрестностей Слуцка, которая зарабатывала, создавая «дываны-маляванки» для жителей деревень.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Шрамы на нашей памяти – все что надо знать о травме.

Сложная эпидемиологическая ситуация в мире диктует свои ограничения, поэтому спектакль из Финляндии «Невидимые земли» фестиваль решил не отменять, а показать в формате онлайн-трансляции. Этот шаг позволит увидеть спектакль большему числу желающих. «Невидимые земли» — камерная постановка, в которой зрители наблюдают за крошечными фигурками, перемещающимися по телам артистов: от ноги, к руке, по лицу и по спине. Уязвимое человеческое тело превращается в опасную преграду из гор и пустынь, которую приходится преодолевать крошечным беженцам. «Невидимые земли» рассматривают шрамы, оставленные человечеством, буквально помещая одну из самых болезненных тем сегодняшнего мира на кожу в виде фигурок идущих от одной войны к другой. Спектакль Livsmedlet Theatre не только высказывание об эмиграции, но и красивая метафора о негостеприимном мире. 

Музыкальный перформанс «Черная книга Эстер» Жени Беркович отсылает к временам более древним, библейским, беря за основу историю Есфири и Амана. Первая вступилась за свой народ против второго, желавшего его погубить. Справедливость восторжествовала, приведя к гибели тысяч людей. Постановка должна объединить канонический текст с документальными свидетельствами новейшей истории, создавая сюрреалистический мир, в котором можно проработать одну из главных травм двадцатого века — геноцид.

Черная книга Эстер Фестиваль
драма

Черная книга Эстер

0,0 Пуримшпиль против Холокоста.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Пространство преображения – перформансы-инсталляции

В программу Brusfest вошли несколько сайт-специфик проектов, позволяющих взглянуть на пространство как на еще одного свидетеля. «Университет птиц» Театра взаимных действий исследует невербальные способы передачи информации, не от слова к слову, а от сердца к сердцу. Зрители попадают в галерею птичьих портретов и следуют от картин к звуку, к симфонии птичьих голосов.

Спектакль «Пригов. Азбука» Александра Вартанова проходит в форме интерактивной прогулки по парку «Зарядье». Вдохновлённый творчеством Дмитрия Пригова и созданной им мифологией города, спектакль начнется с самого укромного места в парке и заканчивается на обзорной площадке открывающей вид на Москву. 

Оба проекта — результат совместной работы фестиваля Brusfest и Междунородного фестиваля-школы «Территория».

Пригов «Азбука» Фестиваль
интерактивная программа

Пригов «Азбука»

0,0 В основе проекта Александра Вартанова — «Азбука» Дмитрия Пригова.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0
Университет птиц Премьера
перформанс

Университет птиц

0,0 Иммерсивный саунд-спектакль, где перформерами выступят музыканты, а предметом исследования станут птицы.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Музыка-движение-дыхание

Текст — далеко не единственный способ документации. В этом можно убедиться, посмотрев пластический перформанс Алексея Нарруто о феномене «Черного неба» — явлении, возникающем в промышленных центрах. Или исследуя дыхание, как один из способов фиксации эмоционального и физического состояния человека, вместе с хореографами Диной Хусейн и Анной Гарафеевой.

Еще одним способом передачи воспоминаний может стать музыка. В программе Brusfest в этом году появилась опера, написанная на основе автобиографического текста Элины Петровой. В опере «Де-ба-рр-ка-де-рр» композитора Анны Поспеловой задокументирован процесс взросления, а задействованный женский ансамбль выступает как флешбек, общий голос родных — родителей, сестры, бабушки и дедушки. Музыка выполняет роль носителя для записи «чувственной памяти». Если любимая песня, услышанная в определённых условиях, при повторении пробуждает точки и тире прошлого, почему бы и чужой памяти, переложенной на музыку, не пробуждать те же эмоции, что ощущал носитель воспоминания?

Дыхание Фестиваль
современный танец

Дыхание

0,0 Дина Хусейн и Анна Гарафеева исследуют феномен дыхания, как способ документации эмоциональных и физических состояний человека. Совместный проект Международного фестиваля "Территория" и Brusfest.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Чем живем – театральные соцсети

Документальный театр ближе всего подошел к определению, данному Шекспиром в пьесе «Гамлет», сравнившим актеров с краткой летописью нашего времени. Современный человек анализирует происходящее через соцсети, но на время фестиваля у интернет-рефлексии появится достойная замена.

В проекте Элины Петровой, Бориса Павловича и Фонда «ALMA MATER» «Город. Разговоры» в жанре автоэтнографии обычные люди расскажут свои истории своими словами, а в постановке «Камон, ребята, это моя жизнь!» актеры Мастерской Сергея Женовача, наоборот, попытаются абстрагироваться от собственных историй, скрыв лица под фантастическими масками. Новое поколение «Брусникенцев» возьмётся за сложную тему четвертой промышленной революции в спектакле «ЧПР», состоящем из интервью, взятых у представителей новых и исчезающих профессий. 

Сразу несколько фестивальных событий посвящено пандемии и жизни на карантине. Это и знакомство студентов Мастерской Кудряшова с жанром стендап-комедии «Приоткрытый микрофон», и читка пьес «Спасибо вирус», созданных во время пандемии студентами 2-го курса Школы-студии МХАТ Мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина.

Фестиваль проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: