Ценителям актуального искусства на этой неделе скучать не дадут: в стенах ПRОЕКТА_FАБRИКА открывается новый театр, а режиссер-провокатор Андрий Жолдак выпускает свою версию «Кармен».

Хорошая новость: спектакль «Кармен. Исход», слухи о котором будоражат театральную общественность уже полгода, выходит на этой неделе. Роковую брюнетку Кармен сыграет потомственная блондинка Мария Миронова, ради этой роли поменявшая цвет волос.

Для тех, кто еще не знаком с творчеством Жолдака и не видел его «Федру. Золотой колос», где все та же Миронова играла жену советского партбосса, вообразившую себя античной царицей, поясним. В родной Украине Жолдак недолгое время возглавлял харьковский театре имени Шевченко. Чтобы сыграть в его странном «Гамлете», или скандальном «Одном дне Ивана Денисовича» по Солженицыну (был поставлен без разрешения автора), или трагичном «Гольдони. Венеция», в котором архаичная и прекрасная Европа погибала, поглощенная океаном, артисты были готовы на все: раздеться, побриться наголо и стать на четвереньки.

После спектакля «Ромео и Джульетта», запрещенного Украинским минкультом (слишком много, на взгляд чиновников, в нем было обнаженных тел и ненормативной лексики), режиссер пошел нарасхват в Восточной Европе, работал в немецком «Фольксбюне» по приглашению Франка Касторфа. В московском театре Наций он выпускает уже третий спектакль – первым был «Опыт освоения «Чайки» системой Станиславского» с Мироновой - Ниной Заречной, второй – «Федра». И если после первого спектакля поборники традиционного театра просто кипели от ярости, то результатом второго стала «Золотая маска», полученная Мироновой за лучшую женскую роль.

Спектакль «Кармен», лишь приблизительно повторяющий сюжет рассказа Проспера Мериме, Жолдак ставил 7 лет назад в Киеве, однако московская версия совсем на нее не похожа. Подробности хранятся в тайне, но известно, что драматическое действие будет сопровождать видеоряд с кадрами из киноверсии оперы Бизе, снятой великим Франко Дзефирелли. Для особо любопытных добавим, что на сцене поставят пулемет, в упор расстреливающий героев фильма.

«Как убить плохого артиста» - так назывался мастер-класс, проведенный Андреем Жолдаком на недавнем фестивале «Территория». Студенты брали Театр Наций штурмом и выходили со счастливыми лицами. Главное, чему учил их Жолдак – убивать в себе фальшь, дурную привычку устраиваться в спектакле, как на диване и, уютно позевывая, подавать реплики. Покончить с этим пропахшим нафталином сценическим уютом стремится весь актуальный театр.

На этой неделе, в бывшем заводском цеху ПRОЕКТА_FАБRИКА открывается театр имени культого художника-концептуалиста Йозефа Бойса. В цеху, рассчитанном примерно на 500 зрителей нет привычного разделения на зал и сцену – их будут возводить каждый раз в соответствии с замыслом режиссера. Той кошкой, которую обычно запускают в дом, прежде чем в него вселиться, станет немецкий режиссер Армин Петрас и вверенный ему Берлинский театр имени Максима Горького со спектаклем «Пойдем, нас ждет машина».

А теперь вернемся в рамки традиций. Театр «Модернъ», родившийся когда-то из курса выпускников Щепкинского училища и их педагога Светланы Враговой, отмечает в этом году свое 20-летие. Первой премьерой юбилейного сезона станет «Дядюшкин сон», поставленный режиссером Борисом Щедриным с труппой театра. Важное дополнение: старого князя, на приданое которого зарятся все уездные барышни, сыграет Владимир Зельдин, а уездную интриганку Москалеву, задумавшую выдать за него свою гордячку-дочь – Наталья Тенякова. Эти актерские имена говорят сами за себя, так что комментарии здесь излишни.