«Context. Diana Vishneva» пройдет в Москве в третий раз.

Современная хореография в наших широтах все еще в ранге странностей. Уж казалось бы — четверть века можно танцевать что вздумается, общаться с коллегами по всему миру и, главное, не замыкаться на личных достижениях, ан нет. Профессионалы и публика все еще подозрительны к инакомыслию, хотя в мире танец никогда не делился на чистый и «нечистый». Время подсказало формат: привыкнуть к разной хореографии призывает человек, которого не упрекнешь в незнании балетных канонов. Более того — на этих канонах она выросла и во многих из них стала образцом для подражания. Стать открытыми искусству танца во всех его проявлениях призывает на фестивале «Context. Diana Vishneva» прима-балерина Мариинского театра и мировая звезда Диана Вишнева.

В этом году Москва радуется мероприятию в третий раз. Как и прежде, фестиваль подразумевает не скопление гастрольных туров, а контекстное высказывание. Его основа — выступления известных и очень известных трупп из Аргентины, Голландии, Израиля, США. Вторая составная — конкурс молодых российских хореографов. Третья, тоже крайне интересная — показ лучших фильмов последних лет из программы международного кинофестиваля San Francisco Dance Film Festival. Ну и традиционный сопутствующий набор уважающего себя фестиваля: будут серия лекций, мастер-классов и неформальных встреч, куда может попасть каждый заинтересованный. В таком концентрированном и внятном высказывании, направленном четко в завтрашний день, будет нота грусти. В этом году «Context» посвящен памяти Майи Плисецкой, возглавлявшей попечительский совет фестиваля.

Гвоздь программы этого года — первое выступление в Москве труппы Марты Грэм. Прожившая почти век одна из матерей-основательниц модерна превращала танец в серьезное искусство. Это как если бы Москву посетили с выступлением наследники заветов Джорджа Вашингтона или Бенджамина Франклина. Свою лепту внесут и европейцы: выступит одна из старейших трупп современного танца Нидерландов Introdans. Те, кто следит за процессом, порадуются новой встрече со знаменитым израильтянином Ициком Галили: он покажет на фестивале премьеру. Будет и интригующий «черный ящик» — первые российские гастроли театра из Аргентины Brenda Angiel Aerial Dance Company, сочетающий танго, хип-хоп и современную хореографию. Куратор программы зарубежных трупп — художественный руководитель Rotterdamse Dansacademie, директор Holland Dance Festival в Гааге Самуэль Вюрстин. Его выбор поддержит Диана Вишнева, причем поддержит действенно — не только именем, но и танцем: она выступит в гала-концертах открытия и закрытия плюс дебютирует в постановке живого классика голландского хореографа Ханса ван Манена.

Хотите иметь собственные прогнозы о том, как будет развиваться современная хореография в России, — не пропустите конкурс хореографов на сцене Электротеатра «Станиславский». Сейчас работы представят шестеро молодых авторов, их одобрила куратор, продвинутый педагог-репетитор Большого театра Анастасия Яценко. Победитель, получив лавры, будет дальше учиться и учиться в Центре хореографического развития знаменитой Каролин Карлсон, Atelier de Paris. Амбиции Дианы Вишневой — не только показать в Москве лучшее, но и «вписать Россию в контекст мировой современной хореографии». Да здравствует контекст!