Большой театр дает на Исторической сцене «Кармен» — почти родную нам и потому непростую для постановщиков оперу.

Год назад Большой театр представил городу и миру нового музыкального руководителя. Только ленивый не сравнил Тугана Таймуразовича Сохиева с маэстро Валерием Абисаловичем Гергиевым: родом из Владикавказа, раннее музыкальное образование получал там же, затем учился в Петербургской консерватории у Ильи Мусина и сделал блестящую международную карьеру. Все один к одному. Однако умение обуздать свой темперамент и изъясняться о поэтике Стравинского на беглом французском выдают в Сохиеве маэстро нового поколения. К 37 годам у него репутация дирижера, любящего и умеющего копаться в подробностях. В новых карьерных условиях это свойство Тугана Сохиева востребовано дважды. Во-первых, потому что оркестру Большого с уходом такого же въедливого Александра Ведерникова не приходилось особо возиться с нюансами партитур. И еще потому, что «Кармен» в оперном театре — это такой дайджест заезженных хитов, что соскоблить с нее липкий блеск под силу именно «мастеру подробностей».

Вообще-то, «Кармен» в Большом — гораздо больше, чем просто хит. Когда-то примадонны отечественной оперы почуяли в этом характере нашу женщину с ее конем и горящей избой, и Кармен претерпела трансформацию на русский лад. Дергала мужиков, сверкала очами, в особых случаях боролась против системы и за сексуальную революцию. Пела она, понятно, тоже по-русски, в нужных случаях подминая музыку Бизе под размер, — вспомните эталон от Елены Образцовой.

В 2008-м Большой предпринял попытку вернуть Кармен в Европу, для чего пригласил знаменитого оперного режиссера Дэвида Паунтни. На табачной фабрике он устроил перед дракой модное дефиле, а корриду, вечное слабое место любой версии «Кармен», перевел от быков подальше, на плазменные панели. Однако получился очень рыхлый результат, ведь режиссер не нашел общего языка с маэстро Юрием Темиркановым — настолько, что на премьере дирижер демонстративно не вышел на поклоны.

В нынешней премьере искать общий знаменатель будут дирижер Туган Сохиев, для которого это первая оперная постановка в Большом, и опытнейший мэтр драматического театра Алексей Бородин. Первому 37, второму 74. Сохиев в качестве музыкального руководителя проводит свой первый сезон в Большом, Бородин художественно руководит РАМТом с 1992-го, будучи там же главным режиссером с 1980-го. Однако, по слухам, премьера готовится в мире и согласии, да и певцы лояльны в обе стороны. По уставу оперного монастыря режиссеру теперь приходится работать с поющими на французском артистами — но не волнуйтесь, русские супратитры все-таки будут. Спектакль придуман с одним антрактом, в сценографии выдумщика Станислава Бенедиктова. По идее художника по костюмам Валентины Комоловой, «испанистых» злоупотреблений красного и черного нет, мимансу для выхода Эскамильо уже сшили фиолетовые плащи с желтым подбоем. Напоследок приманка для поклонников фламенко: с балетом работают «носители языка» — хореографы Рикардо и Росарио Кастро. Идите на оперу именно сейчас, летом, следующая серия спектаклей только 4–9 сентября, а труппа после отпуска — сами понимаете.