В ближайшие дни нас ожидает несколько очень разных театральных событий. Мало не покажется никому – ни ревнителям традиций, ни борцам с рутиной.

Сначала – новость для поклонников актуального искусства. 3 октября открывается фестиваль «Территория». Те, кто следит за афишей, помнят, что появился он год назад, а «родителями», то есть организаторами его стали Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис, Роман Должанский и Андрей Ураев. Их цель – нести современное искусство в массы, даже если массы эти будут поначалу сопротивляться. Так оно и было год назад, когда в Москве показали Blackland венгра Арпада Шиллинга и «Тебе, воланчик!» американки Элизабет Ле Компт. Часть зрителей сразу зачислила эти постановки в шедевры, а другая – отплевывалась и кричала «Безобразие!». Собственно, с актуальным искусством по-другому и не бывает.

Организаторы «Территории» продолжают озоровать: в этом году фестиваль начнется с уличного шоу, в котором примут участие рок-группы и ансамбль барабанщиков. А уже на следующий день, 4 октября в Центре имени Мейерхольда покажут спектакль признанного мастера театральных провокаций Ромео Кастеллуччи Tragedia Endogonidia. Уже в 2002 году Кастеллуччи затеял грандиозный проект, название которого в переводе значит «Трагедия, рождающаяся из самой себя». Выбрав одиннадцать европейских столиц, Кастеллуччи в каждой из них ставил шокирующие и потрясающе красивые спектакли о болезненном соприкосновении человека с современным миром. Нам покажут только четвертую часть этого проекта, действие которой происходит в Брюсселе. Объектом изучения здесь становятся время и возраст человека – рождение, попытка влиться в общество, постепенное угасание и смерть. Вероятно, этот первый фестивальный спектакль точнее всего отражает тему всей нынешней «Территории» – «Тело в городе». Речь, конечно, идет не только о физиологии, но и об осознании себя как части цивилизации.

Плоть от плоти этой цивилизации – герой другого события недели, спектакля «Капитал», поставленного Эдуардом Бояковым в театре «Практика». Пьесу о главе огромного банка, охраняющем свое детище от дефолтов и кризисов весьма нетрадиционным способом, написал Владимир Сорокин, а банкира сыграет Игорь Гордин (читайте интервью с Эдуардом Бояковым).

Устав от современного искусства, можно завернуть в РАМТ на трилогию «Берег утопии». Однако, внимание! Полностью трилогия длится 8 часов – так что не забудьте прихватить с собой хотя бы пару бутербродов. Все остальное – перечитывать «Былое и думы» Герцена или штудировать философские письма Петра Чаадаева – не обязательно. Том Стоппард, самый крупный драматург сегодняшней Англии (за что и получил титул «сэра» от самой королевы), сделал это за нас. Много лет подряд он изучал хранящиеся за границей архивы русских писателей и революционеров – от Чаадаева до Тургенева и пришел к выводу, что все они были, прежде всего, людьми – со своими увлечениями, заблуждениями, семейными драмами и разбитыми несчастной любовью сердцами. В РАМТе спектакль готовили целых полтора года, сам драматург не раз встречался с труппой и был весьма доволен ходом репетиций. Можно надеяться, что и премьера не разочарует.

Напоследок заглянем в «Ленком». Театр, отмечающий в этом сезоне свое 80-летие, играет премьеру «Женитьбы». В постановке Марка Захарова занят весь цвет труппы: от Александра Збруева и Инны Чуриковой до Александры Захаровой и Виктора Ракова. Конечно, ложку дегтя к радости премьеры добавила болезнь Александра Абдулова – в ближайших спектаклях роль Кочкарева вместо него сыграет Сергей Чонишвили. Но есть основания ожидать, что классическая «Женитьба» окажется не менее современной, чем иные изыски новой драмы.