Музыкальная декада выдалась не особенно занятной, однако несколько достойных внимания событий все же есть. И это только начало - классическая музыка по-весеннему набирает темп, и «ВД» советует не отставать от общего ускорения.
 
У вас есть маленький шанс попасть на гламур-пати сезона - концерт петербургской примы и мировой звезды Анны Нетребко (8 марта). С ней же на сцене Екатерина Семенчук (другая петербургская отрада публики, от голоса которой млеет британский королевский дом) и два итальянца – баритон Ильдебрандо Д'Арканжело и дирижер Джордано Беллинкампи, которому на вечер отдадут Большой симфонический оркестр. В программе - с миру по нитке - от «Кармен» до «Войны и мира», но есть и хорошая порция бельканто, освященная присутствием натуральных итальянцев. Билетов по вменяемым ценам вы уже не найдете. Но в партере обязательно будут зиять свободные места, так что или попробуйте обаять билетерш на входе или срочно разоряйтесь.
 
В тот же день всемирный дамский праздник отметят в КЗЧ открытием Второго Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары» (8 – 29 марта). И не надо думать, что гитара – уступка мещанским вкусам. Для нее писали не самые последние авторы, а испанский классик Андрес Сеговия убеждал, что гитара - это целый оркестр. В прошлом году фестиваль прошел успешно вопреки сомнениям. Нынешний устроители посвятили столетию «леди гитары», аргентинки Марии Луизе Анидо – видимо, потому и приурочили фест к 8 марта. На концерте открытия играют Кристиан Грубер и Петер Маклар (8 марта). Этому дуэту из Германии уже больше 20 лет, он уважаем и конвертируем, ему посвящают свои сочинения современные авторы, а его диски нарасхват. Через три дня фестиваль продолжит француз Жереми Жув (11 марта), знаменитый победами на конкурсах и грандиозным турне по обеим Америкам. Он экспериментирует в области джаза, любит индийскую музыку и не боится электрогитары и ударных. В один вечер с ним играет Роман Вязовский (Германия) - лауреат 13 гитарных конкурсов, в том числе и очень престижных. Тут классический формат еще очевиднее: Вязовский преподает в Кельнской консерватории и руководит гитарным фестивалем-конкурсом в Хайнсберге.
 
Продолжается Биеннале современных исполнительских искусств. Особого внимания достоин спектакль Брижиды Охайм «Танец цвета Лой Фуллер» (14 марта). Брижида Охайм - искусствовед и танцовщица, в своем перформансе возрождает танец легендарной Лой Фуллер. Эта великая американская балерина начала ХХ века творила чудо из танца, ткани и света, скрещивая античную эстетику с находками модерна. От нее млели Маринетти и Тулуз-Лотрек, Шаляпин, Стравинский, Дягилев; Огюст Роден считал ее своей музой. Самая известная из ее учениц Айседора Дункан по сравнению с ней – всего лишь бойкая популистка, так что не пренебрегайте шансом приблизиться к истоку.
 
На Биеннале будет «Колыбельная Москве» (15 марта) - проект, в котором фильм «Москва» 1927 года легендарных Михаила Кауфмана и Ильи Копалина представляется в актуальном контексте: показ сопровождает Московский ансамбль современной музыки. Уникальная возможность увидеть, как классический советский авангард 20-х проецируется на наши дни. «Еще больше современности» в мультимедиа-шоу Night streets (17 марта) известного виолончелиста Дениса Шаповалова. Идея проекта - взгляд академического музыканта на «другую» музыку, ведь нет ничего странного в том, что современному молодому человеку кроме виолончельных соло дороги еще и рок, поп, джаз, авангард, психоделика. Не ленитесь – смотрите и слушайте. Может быть, собственный раздробленный мир музыкальных вкусов покажется вам в итоге очень цельным.
 
Ну, и еще одно событие must see: премьера балета «Чайка» гамбургского мэтра и живого классика Джона Ноймайера. Пьеса в представлении не нуждается, отметим только, что самый изысканный современный балетмейстер из числа великих давно не отрабатывает гонорар, а работает по собственному интересу. Сейчас ему действительно захотелось поселить «Чайку» на ее родине, так что птица будет замечательной.