На этой неделе в Москве начинаются Дни франкофонии. Услышать французскую речь, познакомиться с новинками франкоязычной драматургии и помечтать о прекрасной Франции можно будет не только в библиотеках и культурных центрах, но и в театральных залах.
 
Театр Et Cetera не зря объявил свой нынешний сезон – «сезоном премьер». Четвертая за последние полгода премьера труппы Калягина называется «Пожары». Автор пьесы и режиссер – канадец Важди Муавад, этнический ливанец, живущий в Канаде и считающий французский своим родным языком. В юности, изучая русскую культуру в стенах монреальского университета, он написал курсовую работу о фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» и актере Александре Калягине. Так что нет ничего удивительного, что теперь он репетирует с утра до ночи в стенах Et cetera. «У нас с ним оказалась одна группа крови, – объясняет Александр Калягин, – во время читки наши актеры плакали».
 
39-летний Муавад много ставил во Франции. «Пожары» – последняя пьеса в его трилогии, первые части которой называются «Леса» и «Побережье» (по «Побережью» автор даже снял фильм). О сюжете «Пожаров» известно немного, сам режиссер называет свою пьесу «историей любви, ненависти и примирения», зато франкоязычные критики сравнивают ее с античной трагедией. В спектакле Et Cetera занята молодая часть труппы, играться он будет по-русски, но с вкраплениями французской и английской речи.

Русский джокер. Театр на Малой БроннойДругая премьера недели тоже связана с Францией. В Театре на Малой Бронной выходит спектакль «Русский джокер» по пьесе Франсуазы Саган «Счастье, нечет и пас». Весь свой не слишком долгий век писательница была одержима страстью к азартным играм. Причем утверждала, что унаследовала ее от неведомой русской прабабушки. Существовала ли эта прабабушка в реальности точно не известно. Но героями одной из своих первых пьес Саган сделала русских аристократов конца ХIХ века, страдающих от несчастной любви и проматывающих состояние в азартных играх. В 1964 году пьесу Саган поставил в одном из театров Парижа Клод Режи, а среди исполнителей был тогда еще совсем юный Жан-Луи Трентиньян. Спектакль пользовался большим успехом – таким, что десятилетие спустя кинорежиссер Роже Вадим снял киноверсию пьесы. Как ни странно, в России «Счастье, нечет и пас» сегодня ставится впервые. На Малой Бронной спектакль выпускает Леонид Трушкин, пригласив на главные роли компанию молодых московских звезд: Олесю Судзиловскую, Глеба Подгородинского, Александра Усова, Галину Петрову и других.
 
В МХТ им. Чехова в эти дни играют «Вишневый сад» – историю обедневших русских аристократов, описанную гениальным Чеховым. Так что есть возможность сравнить. Для поклонников Ренаты Литвиновой сообщаем: она в этом спектакле играет главную роль. И дублеров на мхатовской сцене у нее нет.
 
«Федра. Золотой колос». Театр Наций. Федра (Вера Ивановна) - Мария Миронова. Реж. А. Жолдак. Фото Е. ЦветковойВ Театре Наций, не дожидаясь фестивального ажиотажа, который всегда сопутствует «Золотой маске» можно посмотреть спектакль «Федра. Золотой колос» – изрядно шокирующую интерпретацию трагедии французского классика Жана Расина от украинского режиссера-экстремиста Андрия Жолдака. Марию Миронову, сыгравшую в этом спектакле главную роль, выдвинули на «Золотую маску» в номинации «лучшая женская роль». И поверьте, не зря!
 
В конце недели стоит заглянуть на Поварскую улицу – там, в помещениях, до недавнего времени принадлежавших театру «Школа драматического искусства», идет спектакль «Торги» – плач по отнятому у театра родовому гнезду, основанный все на том же «Вишневом саде» Чехова. Если вам уже случалось терять что-то самое дорогое – вам сюда. Только запаситесь бумажными платками, чтобы хохотать и заливаться слезами, когда актеры Дмитрия Крымова выпевают, обращаясь к худруку театра А. Васильеву, работающему ныне во Франции: «Анатолий Александрович! Возьмите нас в Париж! Здесь оставаться невозможно…»
 
В общем, как говаривали в одной прекрасной пьесе, Vive la France!