На экраны выходит сказка Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Одну из главных ролей в фильме сыграла Юлия Высоцкая. «Ваш досуг» поговорил с актрисой о ее новых кулинарных проектах, последних культурных впечатлениях и секрете оптимизма.


В «Щелкунчике» Высоцкая играет сразу две роли – мамы девочки Мэри и Снежной феи

В «Щелкунчике» вы играете маму главной героини — девочки Мэри, женщину с артистическими наклонностями. В этой роли есть что-то автобиографическое?
Ничего. Мама Мэри — взбалмошная, немного нервная дива. Она женщина из состоятельной семьи, умеет петь. По профессии она не актриса, но призвание к этому у нее есть.

А вы актриса по призванию?
Надеюсь, что да. Но сейчас, в 37 лет, я бы не выбрала профессию актрисы. Двадцать лет назад я приняла эмоциональное решение, а своим чувствам не всегда нужно доверять.

И что бы вы выбрали взамен?
Не знаю. За последние годы понятие актерской профессии трансформировалось. Включаешь телевизор, а в студии сидит человек, который называет себя и актрисой, и продюсером, и писательницей. Если сегодня актер не медийная личность, его жизнь крайне трудна. Актер, которого не знают, получает меньше ролей, но трудится при этом столько же. Нет обратной связи, понимаете? Мне бы хотелось делать что-то руками. Поэтому я серьезно отношусь к своей кулинарной деятельности. Знаю по откликам, что люди смотрят передачу «Едим дома» и готовят. Может, какому-то мужчине теперь приятнее возвращаться домой, потому что жена стала лучше готовить. Знаете, существует идиотский стереотип: «Я прекрасна, поэтому не готовлю». Это бред. По-настоящему мудрые женщины любят готовить.

Вы говорите, что медийный персонаж — это человек «три в одном». Но ведь и вы относитесь к этой категории — вы и телеведущая, и писательница, и актриса.
Я актриса и телеведущая, но не писательница. Я делаю кулинарные книжки. Такой человек не имеет права называть себя писателем. Лев Толстой был писателем! Что касается медийности, у меня в жизни есть более важные вещи, чем тусовки и съемки. Надеюсь, я не вхожу в категорию «медийных лиц».

О важных вещах расскажете?
Дети, дом, путешествия, проекты, связанные с Фондом Кончаловского. Хочу сделать книжку об итальянской еде. Итальянцы — великие изобретатели. Я влюблена в их кухню.

Знаю, что вы с Андреем Сергеевичем готовите книгу о самых любимых и самых вкусных местах мира. Рассказ об Италии предназначен для нее?
Нет, это другой проект, к которому мы лишь подступаемся. Он требует времени на поездки, чего мы пока не можем себе позволить. Андрей Сергеевич занят выходом «Щелкунчика», я жду, когда он освободится. В этой книге мы расскажем о наших любимых местах. Мне часто знакомые говорят: «Не раскрывай секретов, а то понаедут!» Но я совершенно не жадный человек. Мы выбираем нестандартные города для отдыха. Не ездим на дорогие горнолыжные курорты, а катаемся в маленьком австрийском городке, останавливаемся в трехзвездочном отеле, в который невозможно попасть без рекомендации. Такими вещами мне хочется поделиться.

Раскроете еще пару мест?
Мы любим Парму. Местные не очень хорошо относятся к туристам, которые приезжают на автобусе и ходят толпой, поэтому нужно камуфлироваться под горожан. Барселона меня потрясла. Кроме архитектуры Гауди и фламенко, там фантастические ночные клубы! Такое счастье, что мы можем путешествовать по миру. Это главное достижение последних странных 20 лет существования нашей страны.

Вас нечасто увидишь на театральной сцене. С чем это связано?
Я не служу ни в одном театре, так сложились обстоятельства. Чего греха таить, я жена режиссера. У нас к таким актрисам относятся с пристрастием. Я никогда не читала в американской прессе, чтобы о Тиме Бертоне, который снимает свою жену Хелену Бонем Картер, что-то подобное говорили.

В этом виновата наша национальная черта — зависть?
Это правда, у нас крестьянское сознание: у соседа корова сдохла — пустячок, а приятно. Я не жалуюсь. Я сама сделала свой выбор. Если бы поставила цель посвятить жизнь театру, ходила бы на пробы, требовала роль. Режиссеры бы сломались под напором.

Я иногда смотрю программу «Давай поженимся». Лариса Гузеева потрясающий человек. Недавно она сказала героине, которая в свои 35 лет хотела стать актрисой: «Милочка моя, из артистов в этом возрасте уже уходят!» Я согласна. Если человек болеет актерством, это его. А разрываться нечестно.

Как у зрителя у вас были сильные впечатления в этом году — от спектаклей, выставок? Можете что-то порекомендовать?
Самое сильное впечатление — премьера оперы «Борис Годунов» в Турине, и не потому, что ее поставил Кончаловский. Я не была близко знакома с музыкой Мусоргского, для меня она стала открытием. В Лас-Вегасе мы ходили на Cirque du Soleil, смотрели спектакль Love с музыкой «Битлз». Ушли в слезах все вчетвером — дети тоже плакали. У нас была насыщенная осень, мы много путешествовали, муж делал оперу в Турине, потом гастролировали в Израиле. О, езжайте в Израиль! Недешевое удовольствие, но там такая энергия, столько красивых мужчин, все занимаются спортом, открываются хорошие рестораны. Дам наводку: один из них называется «Герберт Самуэль», находится на набережной Тель-Авива. Там невероятно вкусно готовят.

А в московских ресторанах обедаете?
Люблю пить кофе в «Кофемании». Они молодцы, готовят его по лондонскому рецепту. А в московских ресторанах практически не ем. Мало где вкусно. Лучше пару недель никуда не пойду, поем гречневую кашу — абсолютно серьезно говорю. Мне не надо размороженного кролика за такие деньги. И бокал шампанского, который стоит как две бутылки, тоже не нужен. Москва безумно дорогой город. Для меня деньги чего-то стоят. Во мне это от Америки. Американцы любят подсчитывать, сколько сэкономили.

Новогодний стол вы будете готовить сами, или куда-то отправитесь?
Готовить не буду. Прошлый Новый год у меня было очень много гостей, я готовила практически неделю. Было очень весело и здорово. Но в этот раз мы встретим Новый год на Востоке, в теплых краях.

Вы кажетесь очень позитивным человеком. У вас вообще бывает плохое настроение?
Меня часто об этом спрашивают. Во-первых, я ко всему отношусь ответственно и серьезно. Мы с вами разговариваем по определенному поводу, и я не имею права сидеть и цедить три слова в ответ. Сама брала для своего журнала «Хлеб-соль» интервью. Некоторые люди выдавливают из себя по два слова: мол, «разговаривай» меня. Это неправильно. Во-вторых, меня с детства учили, что показывать плохое настроение на людях бестактно. У меня мало близких друзей, но когда нам плохо, мы звоним друг другу и обсуждаем проблемы. Да, у меня бывают депрессии, слезы. Но никто не имеет права упиваться своим плохим настроением, включая моих детей. Я учу их: если что-то не получается, надо сделать над собой усилие, решить проблему и жить в хорошем настроении. Жизнь короткая, мне ее жалко тратить на подобные вещи. Даже если ссорюсь со своим мужем, быстро напоминаю себе, что я здесь не вечно. Пока есть любовь и желание жить с этим человеком, нужно жить, а не отношения выяснять.