Дом-музей Музей А.Н. Скрябина

Оценка редакции
Дом-музей Музей А.Н. Скрябина

Государственный Мемориальный музей А.Н. Скрябина расположен в  доме, где с 1912 по 1915 годы жил выдающийся русский композитор, пианист, философ и поэт.

Этот дом хорошо знали современники композитора. Это был мощный культурный центр Москвы. Здесь бывали: философы Н. Бердяев, С. Булгаков; художники Н. Шперлинг, Л. Пастернак; театральные деятели Вс. Мейерхольд, А.Таиров, А. Коонен; поэты-символисты Ю. Балтрушайтис, К. Бальмонт, Вяч. Иванов и многие другие, свидетельства о посещении которых сохранены.

В 1918 году решением правительства Российской Федерации мемориальная квартира А.Н.Скрябина была объявлена национальным культурным достоянием и было принято решение превратить её в музей. Он был открыт в Москве 17 июля 1922 года. Первым директором Музея А.Н. Скрябина была жена композитора Т.Ф. Шлецер-Скрябина, почетным хранителем — Л.А. Скрябина, его воспитательница.

Музей А.Н. Скрябина уникален: он живое свидетельство Серебряного века русской культуры. В нем сохранено в неприкосновенности все, что окружало Скрябина при его жизни — рояль Бехштейн, личная библиотека, предметы искусства...

В 1984 — 1988 годах в музее впервые проведена комплексная научная реставрация не только самого здания, но и мемориальных предметов из экспозиции. При музее учреждена стипендия имени А.Н. Скрябина для детей 11-16 летнего возраста, многие из которых потом стали Лауреатами Международных конкурсов. В 1996 году музею А.Н. Скрябина при широкой поддержке Российской общественности правительством Москвы было передано здание, примыкающее к Музею и составляющее с ним единую исторически сложившуюся в XIX веке московскую городскую усадьбу.

Отзывы о «Музей А.Н. Скрябина»

Мария 30 мая 2019, 10:50

Концерт проекта Sound Out состоял из двух отделений.
Мы услышали произведения таких французских композиторов, как Форэ, Дебюсси, Сен-Санс, Равель, Пуленк, Мийо.
Необычность состояла в том, что музыканты и являлись рассказчиками: непосредственно перед исполнением произведения Елена Мойсеенко и Фатима Дзусова рассказывали интересные факты из биографии композиторов, истории создания произведения, обрисовывали историческую эпоху. Я время от времени посещаю концерты классической музыки, но с подобным подходом встретилась впервые. Увы. Восприятие любого произведения искусства меняется очень сильно, если понимаешь, как и кем оно было создано, имеешь некое представление о личности создателя, об историческом контексте создания произведения.
Сам рассказ и исполнение сопровождал видеоряд фрагментов из картин братьев Люмьер и диснеевских мультфильмов. С одной стороны, это несколько отвлекало, поскольку хотелось больше сосредоточиться на прослушивании, с другой - помогало частично перенестись в ту эпоху и почувствовать настроение.
Вы заметили, что в названии фигурирует слово "вино"? Оно присутствует не случайно: во время антракта желающие могли продегустировать разные сорта французских вин, а перед началом второго отделения был проведен небольшой розыгрыш среди слушателей. Была возможность выиграть поездку в Прованс, участие в мастер-классе по живописи или стать обладателем бутылки французского вина.
Но все же несколько слов о самом исполнении. Буквально на днях писала, что танец или музыка, созданные и/или исполненные без души, превращаются в набор звуков и заученных движений. Произведение искусства оживает, когда к нему прикасаются с душой и любовью. Так вот, игра Елены и Фатимы зачаровывает с первых аккордов не только высокой техничностью, а именно любовью - любовью к инструменту, к своему делу, к музыке в целом, а отсюда и страстность, и самоотдача. Их хочется слушать снова и снова.
У самой меня сложились достаточно сложные отношения с фортепиано. Это музыкальный инструмент, к которому я испытываю целую гамму чувств, начиная от восхищения, заканчивая глухим раздражением. Мне очень нравится его звучание, но проведя за фортепиано несколько лет, борясь с диезами, бемолями и бекарами, от сухого остатка раздражения и неприятия мне избавиться пока сложно. После концерта возникло сильное желание все же смахнуть пыль с инструмента, достать папку пожелтевших нот, найти произведения, которые играла по велению души, а не по строгой программе муз.школы, и наполнить дом звуками любимых произведений Чайковского, Бетховена, Моцарта.

Анна Анна 16 марта 2019, 08:45

Не все знают, что помимо музея, в здании есть прекрасный концертный зал и лекторий. 14 марта мы с дочкой впервые побывали на концерте в музее Скрябина и делимся впечатлениями:
Это был вечер, прозвучавший для нас голосами фортепьяно, кларнета и виолончели
Весна все еще маскировалась под зиму
Вечер таял медленно, как мороженое на холоде
А мы торопливо шли по арбатским переулкам в музей Скрябина
Благодаря приглашению от Москультура мы впервые побывали в зале Музея Скрябина на замечательном концерте. "РОМАНТИКА VS СОВРЕМЕННОСТЬ"
В первой части давали Брамса, и да простит меня великий Брамс, вторая часть и мне и дочке понравилась намного больше
Видимо, мы все таки настроены на современные гармонии.
Но начнем все-таки с начала – в первой половине мы прослушали замечательное исполнение Сонаты для кларнета и фортепиано №2 и Трио для кларнета, виолончели и фортепиано. Все музыканты играли темпераментно и великолепно, но я не устану признаваться в любви к голосу виолончели, от которого сердце то замирает, то трепещет
Во второй части я думаю всех поразило звучание кларнета, измененного и дополненного сабре. новую технологию SABRe – это мульти-сенсор, размером со спичечный коробок, который, подключаясь к кларнету, расширяет возможности исполнителя и дарит композитору совершенно новые возможности инструменту. На пример – музыкант уже не играет, а заданный звук дрожит, разливается и даже усиливается. Антон улыбается, глядя на нас, пораженных такими возможностями звучаний. Это исполняется пьеса самого Антона Мойсеенко - «Северный океан» для кларнета и фортепиано. К сожалению, сабре видимо действует загадочно и на мою технику, не давая снимать, но позволяя расслабиться и наслаждаться музыкой.
Затем Антон исполняет соло на кларнете. Темная ночь («La noche oscura») шведского композитора Тобиаса Брострёма, звучит органично после Северного океана, это несомненно северная ночь, с голосами ветра, звезд, морских заливов и эхом пустынных прибрежных пещер, по которым путешествует одинокий путник. По крайней мере, так все это привидилось мне.
Ну а вспоминая «Облака» автор которых также Антон Мойсеенко, я замираю от удовольствия. Они нас просто покорили. Композитор признался, что написал их и посвятил маленькому сыну, увлеченному облачной тематикой. Это очень нежное, легкое, проникновенное произведение, слушаешь, и будто видишь и слышишь небо, по которому то рябятся совсем небольшие барашки, то налетают порывы ветра, принося густую облачность, потом разражается почти что гроза, само всегда изменчивое небо звучит голосами фортепьяно, кларнета и виолончели.
Из забавных моментов – я впервые наблюдала так близко игру на кларнете, и сначала мне показалось, что музыкант после каждой музыкальной части целует свой инструмент, потом я уже поняла, что видимо этот способ продуть какие-то важные отверстия инструмента.
Мы желаем проекту SoundOut успехов и развития, и ждем новых встреч!
Наши искренние благодарности уютному залу Мемориального музея Скрябина https://www.scriabinmuseum.ru/ – за гостеприимство
Проекту Москультура https://moscultura.ru/, https://moscultura.livejournal.com/ и лично https://tushinetc.livejournal.com/ за приглашение
И музыкантам https://www.soundout.ru/ за прекрасный вечер!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
события

Дом-музей Музей А.Н. Скрябина - адрес на карте

Фотографии к «Музей А.Н. Скрябина»

Статьи по теме