Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование

Оценка редакции

Московский музей современного искусства представляет персональный проект художника Зака Кахадо «Существование-со-Cуществование». В своих работах американский автор черкесского происхождения обращается к национальной самобытной культуре Северного Кавказа, переосмысляя ее наследие в инсталляциях и полотнах, близких по стилю к американскому экспрессионизму второй половины XX столетия.

Родившись и проживая в США художник непрерывно занимался архивным изучением истории своего народа. В каждом произведении отражен не только этнический контекст, но и личная история самого автора, его семейные ценности и непрерывная связь с предками. Соединение внимания к теме национального и семейного наследия с практиками современного искусства позволяют художнику связывать свое творчество с черкесским неоавангардом.

Для создания широкомасштабных полотен и инсталляций Зак Кахадо использует материалы, приближающие его искусство к традиционным декоративно-прикладным мотивам — масляную краску автор смешивает с землей, привезенной с Северного Кавказа, на холсте он оставляет следы копоти и прожоги — следы огня. Черные трехмерные фоны дополняют внедренные артефакты также этнического происхождения — элементы национальных черкесских костюмов, кинжал, шичапшина (национальный музыкальный инструмент), фрагменты вышивки. Все названия работ Зака Кахадо так или иначе связаны с обращениями к семье, обозначая принадлежность личности к единому древу жизни. На поверхности многих картин, ассамбляжей, частей инсталляции белым цветом нанесены причудливые символы – это тамги, фамильные знаки черкесских (адыгских) родов. Дополнительные объекты, хранящие в себе память о прошлом тысяч людей, формируют пространство внутри залов, обрамляют произведения, становятся материалом инсталляции – это старые шпалы, вывезенные из Нальчика. Они воплощают концепцию вечного пути и одновременно служат напоминанием об исторических травмах народов Кавказа, в том числе о мрачных эпизодах депортаций.

Проект Зака Кахадо — это результат исследования собственной идентичности, сочетающей черкесские корни, опыт взросления в американской среде и принадлежность к исламу и становящейся основой для разговора о глобальных исторических изменениях и проблемах современного общества. Этнические мотивы художник наделяет облаком универсальных смыслов и тем — мучительный поиск себя, смерть и возрождение, коллективная память, проживание исторической травмы и последующее исцеление.

Работа над проектом продолжается с 2016 года — выставка ранее была показана в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республике (2021), в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока (2021) и в Северо-Кавказском филиале Государственного центре современного искусства (2022). Часть произведений выполнена автором специально для нового проекта в ММОМА.

Фотография обложки «Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование». Название изображения «Ода матери», 2019 г. Чернозем, шикапшина, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка на холсте, 185x135x10 см. Автор Зак Кахадо. Источник Фото предоставлены пресс-службой МОММА.

Отзывы о «Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке «Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование»

Другие выставки / дизайн