Третьяковская галерея открывает свои запасники. Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина
«Последний день Помпеи», «Явление Христа народу», «Бурлаки на Волге», «Боярыня Морозова», «Демон поверженный», «Похищение Европы» — этапы рождения знаменитых полотен.
Александру Иванову не было и тридцати, когда он приступил к работе над картиной «Явление Христа народу», а закончил полотно размером 540×750 см он лишь через 20 лет, в 1857-м. Художник долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения. В конце концов, «прислушиваясь к истории каждого народа, прославившего себя деяниями», он остановился на евангельской легенде о явлении Мессии. Иванов стремился к «антикварской точности», «строжайшему отчету во всем со стороны истории»: три года он тщательно изучал Евангелие, литературу о Палестине, этнографические и археологические источники. В Италии, где природа, как он полагал, напоминала палестинскую, он рисовал пейзажи, путешествуя по стране, делал этюды с памятников античного и средневекового искусства, отправляясь в синагоги, изучал особенности лиц евреев. В общей сложности он сделал около 600 подготовительных рисунков, набросков и этюдов — сейчас исследователи признают, что именно в этих работах ярче всего проявился талант Иванова не только как художника, но и психолога.
Подборка подготовительных рисунков к полотну «Явление Христа народу», показывающая этапы работы над картиной, открывает выставку ГТГ «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина». Из фондов графики XVIII—начала XX века для экспозиции музей выбрал работы, иллюстрирующие рождение полотен «Последний день Помпеи» Брюллова, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Похищение Европы» Серова, «Демон поверженный» Врубеля и других полотен мастеров того времени — всего около 200 эскизов и набросков.
Текст: Наталья Пыхова
Отзывы о «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.