«Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу»

Оценка редакции

Около 70 произведений из коллекции Музея Параджанова в Ереване.

Сергей Параджанов (1924-1990) - культовый режиссер второй половины XX столетия, чьи фильмы: «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» воспринимались в СССР практически как антисоветская пропаганда. Параджанов обладал многогранным талантом: писал сценарии к фильмам и делал к ним эскизы, создавал портреты героев своих кинокартин и тех, кто над ними работал.
Но уже в середине 1950-х годов у Параджанова появились произведения, не связанные с кинематографом – живопись, графика, керамика, и, наконец, коллаж. Первые коллажи были сделаны из бумаги, репродукций и газетных вырезок, потом мастер начал активно использовать засушенные растения, ткани, стекло и металл, создавая все более сложные объемные композиции. В коллаже Параджанов наиболее полно раскрылся как художник – лаконизм, присущий этой технике, идея соединения несовместимого, изменение привычного предназначения и смысла вещей наиболее близки методу Параджанова-кинематографиста. Сергей Параджанов называл коллажи спрессованными фильмами. В то же время, кадры его кинокартин, практически лишенные движения, часто строятся на игре фактурных контрастов и напоминают коллажи, снятые на пленку.
Отдельный этап в творчестве мастера – произведения, созданные в заключении, с 1974 по 1977 год. Лишенный кинокамеры художник, создавал куклы из подручных материалов, составлял натюрморты из засушенных цветов и бабочек, рисовал шариковой ручкой на крохотных клочках бумаги. В коллажах и ассамбляжах этого периода Параджанов переосмысляет свою судьбу, представляя себя то дворником, то средневековым рыцарем. Тогда же появилась серия «Талеры» - «монеты», выдавленные ногтем на алюминиевых крышках от молочных бутылок. Крышки были подобраны около туберкулезных бараков. Сегодня серебряная копия одного из талеров служит призом ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос».
1980-е годы – расцвет Параджанова-художника. Техника его объемных коллажей усложняется, порой они напоминают драгоценную мозаику. Взаимодействие разнообразных материалов создает уникальную комбинацию цветовых и фактурных эффектов. В некоторых композициях использованы мотивы известных шедевров мирового искусства, другие навеяны воспоминаниями и личными переживаниями автора. Художнику становится тесно в двухмерном пространстве – так появляются объемные объекты: шляпы, куклы, чемоданы и стулья.
Музей Сергея Параджанова в Ереване был учрежден в 1988 году, но открылся только через год после смерти мастера, 27 июля 1991 года. До этого Параджанов сам работал над экспозициями своих выставок. Заполняя стены картинами и объектами, он составлял из них гигантский коллаж - единственный и неповторимый. «Каждый раз я собираюсь сделать строгую композицию, а получается лоскутное одеяло» - признавался художник. Сегодня, благодаря деятельности музея, выставки работ Сергея Параджанова проходят в разных странах мира и пользуются неизменным успехом.
Выставочный проект «Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу» включает около семидесяти произведений разных лет. Кроме того, в залах Нового Манежа будут показаны кинокартины Сергея Параджанова такие как «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Ашик-кериб», а также фильмы, рассказывающие о его жизни и творчестве «Ночь в Музее Параджанова» Романа Балаяна. Кураторы выставки – Завен Саркисян, директор музея Сергея Параджанова, Марина Лошак, арт-директор МВО «Столица». Дизайнер проекта – Георгий Франгулян.

Отзывы о ««Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Фотографии к выставке ««Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу»»

Другие выставки / графика