«Ситуация ПАТ»
Вопросы взаимоотношений мужчины и женщины в контексте изменяющихся условий совместного существования и мутаций самого института брака является весьма актуальными в современном мире и, в частности, в современном искусстве.
После десятилетий социокультурных исследований в области гендера, феминистского дискурса и тех изменений, которые имеют место внутри института брака, можно с полном правом заявить, что картина взаимоотношений полов не только не стала яснее, но и ещё более усложнилась. Возрастание степеней сложности обусловлено тем, что в современном мире происходит переход от парадигмы постмодернизма к тому, что можно определить как неопределённое время Х. Это время характерно тем, что объединяет в себе разные времена и скорости, скажем, время в котором живут традиционные общества, регулируемые патриархальной системой ценностей (это в основном исламские геокультурные зоны, а если брать более радикальные примеры, то можно вообще вспомнить племена, живущие в каменном веке в Южной Америке, Африке, Океании... и это уже другой темпоральный режим), или временной режим современности, в котором пребывает секулярное евроамериканское сообщество. Другими словами, мир включает в себя оппозицию Запад-Восток, или, более актуальную ныне – Север-Юг. Но...
Но, объективно говоря, большинство стран находятся в смешанной зоне пересечения временных режимов (как любят говорить некоторые исследователи, Юг уже давно на Севере), когда патриархальное, сакрализированное мышление перемешивается с парадигмой современности, что не только радикализирует гендерную проблематику, но и предоставляет интересный материал для раздумий и плодотворного творчества (сотворчества). Вот, например, молодые художники из Азербайджана – афганский художник, живущий в Азербайджане и три азербайджанские художницы. В этой креативной группе встретились лицом к лицу две крайние точки зрения на вопрос взаимоотношения полов. Афганский художник Реза происходит из страны, где функционируют законы шариата, что применительно к браку означает относительную полигамию (мусульманин имеет права состоять в браке одновременно с четырьмя женщинами). У Резы и творчество носит сугубо патриархальный характер: художник использует архитрадиционные графические материалы – карандаш и бумагу. В его душе Восток/Юг борется с Западом/Севером, так как в отличие от коллег-девушек он из своей однозначно исламской патриархальной страны приехал в Азербайджан, являющимся светским государством, ориентированным на западные культурные ценности. И, хочет он того или нет, но он вынужден адаптироваться к непривычной для него ментальной среде. Девушки же, изначально, с рождения пребывают в секулярном пространстве и далеки от патриархальной оптики. Их работы демонстрируют мировоззренческую самодостаточность, широкий кругозор и одновременно гендерную толерантность, кстати, без привлечения радикального феминистского дискурса. Да и выбор средств реализации собственных проектов у них гораздо более технологичнее и изощрённее – это и сложноисполнимые скульптурные инсталляции, и видео... Но в любом случае само столкновение двух мировоззренческих и гендерных позиций внутри одной группы сулит любопытный исход – чьё видение окажется более оригинальным и актуальным для зрителя, сугубо мужская традиционная оптика, преломляющая лучи современности на свой жестко-бескомпромисный взгляд или женское видение проблем, размывающее патриархальную «фаллоцентричность» и привносящее нечёткую логику взаимодополняющих измерений и полюсов?
Теймур Даими