Афиша выставки Краткая история отсутствия в Москве

Оценка редакции

Можно сказать, что именно с жеста отсечения — не важно, связан ли он с формальным самоограничением или стремлением к предельной функциональности — начинается отсчет современного искусства в целом. Если на рубеже XIX–XX веков в модернизме и авангарде происходит отказ от иллюзионизма, предметности, глубины, цвета, декоративности и орнаментальности, то позже, в концептуальном искусстве и минимализме, художники сбрасывают со счетов мастерство и профессиональную выучку, оригинальность и материальность: иными словами, из искусства изымается то, что прежде составляло основу эстетики, а произведение перестает сводиться к конечному физическому объекту.

В центре внимания «Краткой истории отсутствия» окажутся другие примеры продуктивного отсутствия или устранения. Как работает произведение, лишаясь названия? Что происходит с искусством, когда оно покидает пределы выставочных залов? Как отказ от традиционного разделения между произведением и созерцающей его публикой открывает новые горизонты эстетического опыта? Каким образом художник передоверяет создание произведения другим людям или даже нечеловеческим агентам? Что возникает на месте пустоты? Как отсутствие некоторых частей трансформирует целое? Наконец, можно ли добавлять, удаляя?

Прологом выставки выступает произведение Джона Кейджа «4′33″» (1952), один из самых радикальных жестов в современной академической музыке.

Экспозиция состоит из нескольких тематических частей. В разделе «Без названия» собраны произведения разных эпох, движений, художественных направлений, которые объединяет одно: их авторы воспринимают заголовок как искусственное, навязанное ограничение, а интерпретацию оставляют зрителям. Здесь представлены работы классика русского авангарда Павла Филонова, одного из важнейших абстракционистов рубежа XX–XXI веков Джона Армледера, московских концептуалистов Ивана Чуйкова и Виктора Пивоварова, арт-провокатора Мартина Киппенбергера и других художников, а также фотографии таких выдающихся советских и российских мастеров, как Александр Слюсарев, Игорь Мухин, Юрий Рыбчинский, Александра Деменкова.

Раздел «Без автора» прослеживает конструктивную роль (само)устранения и размывания авторской позиции в искусстве на разных примерах: анонимность и псевдонимы, мистификация и фиктивная коллективность, делегированный перформанс, живопись с использованием принтера и других технических средств, разрывающая органическую связь кисти и холста, генеративное искусство, целиком или частично создаваемое алгоритмами или автономными системами, сотворчество с нечеловеческими агентами (живыми организмами или нейросетями) и так далее. Среди представленных работ — картины Дэниела Лефкорта, совмещающие в себе живопись, цифровую фотографию, скульптуру, 3D-моделирование и найденные материалы, «печатные картины» Вейда Гайтона, инсталляция Алексея Булдакова, художественный проект «Живопись без границ» коллектива NONSNS, объекты вымышленного австрийского автора Хайди Шнайдер, за которым стоят московские художники Ирина Петракова и Олег Фролов, и другие произведения. На выставке впервые представлен ретроспективный обзор творчества «За Анонимное и Бесплатное искусство» — одного из ярчайших явлений российской контркультуры 1990-х, чьи участники проповедовали отказ от профессионального искусства, принцип «сделай сам», обезличенность и нестяжание. Кураторы собрали редкие архивные материалы, листовки, тексты и фильмы о коллективе.

Художники, чьи работы собраны в разделе «Без зрителя», задаются вопросами, что значит быть зрителем и стоит ли искусству переосмыслять эту роль. Перформанс Елены Ковылиной «Спасите мою душу» стал рискованным экспериментом; в фильме Славы Федорова «Частная жизнь Игоря Николаевича» взгляд героя в конечном счете сам становится объектом наблюдения; Никита Алексеев в акции «10 000 шагов» в одиночестве преодолел пешком расстояние от станции Калистово до села Радонеж в Подмосковье, по пути тщательно документируя свой эксперимент. На анонимного зрителя были с конца 1970-х годов рассчитаны выездные акции группы «Коллективные действия» — в экспозиции можно увидеть видеозапись одной из них, а также оригинальные машинописные хроники «Поездок за город», содержащие текстовую документацию акций с подробными комментариями. Кроме того, в разделе представлены архивные материалы и сохранившиеся работы участников проекта APTART, созданного неофициальными художниками и деятелями советского андеграунда 1970-х — первой половины 1980-х и ставшего фактически первой отечественной частной галереей (сейчас бы сказали — горизонтальной самоорганизацией, artist-run space).

Эпилог выставки посвящен «Ноль объекту» Тимура Новикова и Ивана Сотникова, родившемуся случайно 12 октября 1982 года и обернувшемуся жгучим манифестом с недвусмысленным призывом пересмотреть текущую ситуацию не только в сфере культурного производства.

Авторы

Никита Алексеев, Джон Армледер, Дмитрий Бальтерманц, Андрей Безукладников, Алексей Булдаков, Вейд Гайтон, Ян Гинзбург, Андрей Гордасевич, Александра Деменкова, Александра Доманович, Александр Егоров, «За Анонимное и Бесплатное искусство», Константин Звездочетов, Джон Кейдж, Георгий Кизевальтер, Мартин Киппенбергер, Стас Клевак, Елена Ковылина, «Коллективные действия», Александр Константинов, Вик Лащёнов, Дэниел Лефкорт, Евгений Лихошерст, Юлия Мангольд, Владимир Мироненко, Владимир Мишуков, Игорь Мухин, «Мухомор», Тимур Новиков и Иван Сотников, Игорь Охрименко, Михаил Павин, Наталья Павловская, Николай Панитков, Наталья Перова, Виктор Пивоваров, Марк Рибу, Михаил Рогинский, Георгий Розов, Юрий Рыбчинский, Александр Слюсарев, Джош Смит, Ольга Тобрелутс, Слава Федоров, Гюнтер Фёрг, Андрей Филиппов, Павел Филонов, Сергей Хальзов, Марк Хейген, Иван Чуйков, Хайди Шнайдер, Харис Эпаминонда, NONSNS

Фотография обложки «Краткая история отсутствия». Автор Даниил Анненков. Источник https://v-a-c.org/projects/a-brief-history-of-absence.

Отзывы о «Краткая история отсутствия»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Трейлер и фотографии к выставке «Краткая история отсутствия»

Другие выставки / декоративно-прикладное искусство